Зарядка для глаз для детей. Гимнастика для глаз для детей

В наше время всё больше людей стали сетовать на плохое зрение: кому-то поставлен диагноз близорукость (миопия), а кому-то - дальнозоркость. Такие нарушения обязательно следует лечить, чтобы избежать серьёзных проблем. На ранних стадиях может помочь специальная гимнастика. Благодаря ей можно не допустить появления проблем с органом зрения, а также избавиться от близорукости и дальнозоркости. Поэтому сегодня пойдёт речь о том, что представляет собой гимнастика для глаз для улучшения зрения, отзывы врачей о таком методе профилактики, а также рассмотрим виды упражнений по отношению к разным категориям лиц.

Зачем нужна глазная зарядка детям?

Чтобы снять нагрузку с органа зрения, поскольку много информации ребятишки получают именно благодаря очам.

Если не делать глазную гимнастику со своими детишками, то они впоследствии не смогут уловить и открыть для себя многие зрительные образы.

У мальчиков и девочек, с которыми родители не занимались, начнёт падать зрение (особенно это касается тех ребятишек, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости или дальнозоркости).

Гимнастика для глаз для улучшения зрения поможет детишкам не только сохранить зоркий взгляд, а и успокоить нервную систему.

Она нужна для активизации мозговых процессов, дабы мозг быстрее переработал информацию, поступающую к нему из органа зрения.

Упражнения детям дошкольного возраста

Малышам, посещающим детский сад или первый класс школы, предусматриваются занятия, которые бы завлекли, заинтересовали бы мальчиков и девочек к выполнению такого важного мероприятия, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения для детей 3-7 лет должна подаваться программа, разделённая на 3 части: разминка, основная и заключительная часть.

1. Разминка. Воспитатель или учитель предлагает малышам подвигать глазками вверх, вниз, влево, вправо, затем зажмурить их и прикрыв ручками, сосчитать до пяти. Повторить это упражнение следует 2 раза.

2. Основная часть. На этом этапе можно выполнить несколько комбинаций зрительных задач:

- «Буратино». Малышам необходимо посмотреть на свой носик, а затем представить себе, как он увеличивается, а потом уменьшается. Педагогу нужно внимательно следить, чтобы детки выполняли это задания правильно без шуток и гримас.

- «Рожицы». В этом упражнении воспитатель, наоборот, даёт волю детишкам и предлагает им представить себя в роли животных. Когда малыши начнут фантазировать, они будут щурить глазки, широко открывать и т. д.

- «Геометрические фигуры». Педагог предлагает мальчикам и девочкам нарисовать овал, круг, квадрат, треугольник и т. п. Только делать это придётся не карандашами, а глазками.

3. Заключительная часть мероприятия под названием гимнастика для глаз. Для улучшения зрения детишкам в возрасте от 3 до 7 лет осталось выполнить одно упражнение под названием «Рисование носиком». Педагог должен повесить на доску фигуры различный зверей, транспорта, фруктов или овощей и попросить ребятишек повторить образ очами на расстоянии.

Упражнения детям школьного возраста

Мальчики и девочки, которые уже посещают школу, должны также выполнять зрительные задания. Ведь став школьниками, они начинают познавать предметы, писать, читать, а это всё влияет на глаза. Поэтому ребятишкам следует делать специальные упражнения. Гимнастика для глаз для улучшения зрения, фото которой можно увидеть ниже, представлена такими основными примерами:

  1. В течение 10 секунд школьник должен быстро моргать. Затем он делает паузу в 1 минуту и потом повторяет упражнение ещё раз.
  2. Ребёнку следует хорошенько зажмуриться и подсчитать до пяти. Повторить упражнение нужно 3 раза.
  3. Правую руку школьник должен выставить вперёд и затем, не шевеля головой, двигать ею влево, вправо, вверх и вниз. Повторить упражнение нужно 3 раза.
  4. Круговые движения глазами: по 3 раза вначале в левую, а потом в правую сторону.
  5. Школьнику нужно закрыть веки и прикрыть их руками, немного прижать. После этого следует начать рисовать глазами цифры от 0 до 9, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

Упражнения при миопии в положении сидя

Близорукость - распространённое заболевание органа зрения, которым страдают и дети, и взрослые, а чтобы этот недуг не начал беспокоить, следует выполнять такое мероприятие, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения при близорукости нужно делать такие упражнения в положении сидя:

  1. Очи следует закрыть двумя руками, и затем можно начать выполнять лёгкий массаж век кончиками пальцев.
  2. Глаза полузакрыты. Следует собрать 3 пальца на каждой руке вместе и аккуратно, не сильно надавить на веки, а через 2 секунды убрать пальцы. Повторить 3 раза.
  3. Глаза нужно крепко зажмурить и оставить их в таком положении на 5 секунд. Потом поднять веки на 5 секунд для расслабления. Выполнить нужно 6-8 раз.

Эти три упражнения должны выполняться сидя, в удобной позе, с приподнятой головой и прямой спиной.

Зарядка для очей при миопии в положении стоя

Если человек чувствует, что стал видеть хуже, то на приёме у офтальмолога ему обязательно порекомендуют выполнять специальные зрительные тренинги под названием гимнастика для глаз для улучшения зрения. Близорукость - недуг, который может прогрессировать и если ничего не предпринимать, то можно даже потерять зрение. Поэтому упражнения для глаз при миопии необходимы, и дальше рассмотрим эффективные примеры зарядки в положении стоя:

Держать голову прямо, выпрямить правую руку и выставить указательный палец. Теперь потихоньку следует отводить руку в правую сторону под углом в 90 градусов. Боковым зрением нужно постараться рассмотреть указательный палец, голову при этом поворачивать нельзя. Затем следует вернуться в исходное положение и повторить то же самое с левой рукой.

Вытянутую правую руку следует расположить перед собой. Сжать пальцы в кулак, а затем оттопырить большой палец вверх. Теперь нужно смотреть на кончик этого пальца обоими глазами в течение 5 секунд. Затем ладонью левой руки нужно прикрыть левый глаз, а правым продолжать смотреть на палец. Потом следует закрыть правый глаз, а левым устремиться на тот же палец. Повторить это упражнение нужно 5 раз.

Вытяните руку вперёд на линии глаз и начинайте не спеша подносить указательный палец ближе к носу. Следует сосредоточить взгляд на кончике и приближать палец до того момента, пока изображение не будет раздваиваться. Повторить это упражнение следует 10 раз.

Гимнастика для глаз (для улучшения зрения при дальнозоркости). Основной комплекс

Следует удобно и ровно сесть, закрыть глаза. Представить себе циферблат часов и медленно вести по кругу глазами вначале по часовой стрелке, а затем против неё, фиксируя взгляд на каждой цифре.

Нужно удобно сесть, пальцы рук сделать веером и расположить их напротив глаз на расстоянии 10 см. Затем следует смотреть на промежутки между пальцами, при этом медленно двигать головой из одной стороны в другую. Потом закрыть очи и снова открыть - должен появиться эффект движущихся пальцев. Повторить упражнение 5 раз.

Такая гимнастика для глаз для улучшения зрения должна выполняться 3 раза в день в течение довольно продолжительного времени.

Когда делать?

Упражнения следует выполнять всякий раз, как человек чувствует, что глаза его сильно напряжены или устали. Если особа долго сидит за компьютером, то каждые 30 минут она должна делать перерыв и выполнять гимнастику. Кроме того следует, когда глаза устали, ещё делать профилактическую гимнастику. Она необходима для того, чтобы надолго можно было сохранить отличное зрение.

На заметку

При дальнозоркости можно применять упражнения, подходящие близоруким, однако, выполнять их нужно наоборот. Там, где следует переместить взгляд от ближнего предмета к дальнему, делаем иначе: вначале угол зрения должен акцентироваться на дальний предмет, а потом на ближний.

Гимнастика для глаз для улучшения зрения при дальнозоркости должна чередоваться с такими мероприятиями, как попеременное чтение книги при ярком и тусклом свете. Гуляя на улице, нужно чаще смотреть на однотонные поверхности (траву на газонах, стены домов). Также следует устремлять взгляд за движущимися предметами и при этом стараться не упускать их из виду (например, воздушный шарик, автомобиль).

Все вышеописанные упражнения в этой статье для каждого дефекта необходимо выполнять ежедневно. Только тогда наступит эффект. А если человек выполняет гимнастику лишь 3 раза в неделю, а то и меньше, то результата он не увидит.

Отклики докторов

Гимнастика для глаз для улучшения зрения отзывы офтальмологов получает лишь положительные. Специалисты отмечают пользу после проведения курса таких занятий и считают, что этот способ является отличным с точки зрения сохранения ясного и зоркого взгляда. Однако доктора предупреждают вот о чём: человек, не зная своего диагноза, не должен самостоятельно проводить такие мероприятия, поскольку они ему могут и не помочь. Изначально следует посоветоваться с врачом, дабы поскорее начать выполнять нужные упражнения для достижения результата - избавления от дальнозоркости и близорукости. А вот в запущенных случаях специалисты добавляют другие методы для восстановления зрения: приём витаминов, лекарств, хирургическое вмешательство.

Также доктора акцентируют внимание вот на чём: дабы добиться результата, нужно выполнять занятия постепенно. Ведь вначале может наступить быстрое улучшение, затем продолжительное затишье, во время которого человек будет думать, что ему гимнастика никак не помогла, и он перестанет её делать. Однако это вовсе не так. Упражнения для близорукости или дальнозоркости нужно делать постоянно и только тогда, по мнению офтальмологов, человек сможет почувствовать отличный эффект.

Теперь вы знаете, что гимнастика для глаз является важным мероприятием, которое нужно систематически выполнять для профилактики, а также лечения проблем со зрением. Однако прежде чем кликать ссылки в интернете в поисках полезных занятий, следует посетить офтальмолога, который проведёт диагностику (для исключения каких-либо проблем с очами) и затем даст свои рекомендации насчёт выполнения тех или иных процедур.

Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко

Сейчас много детей с различными нарушениями зрения. Это и близорукость, и дальнозоркость, и косоглазие. Родителям важно уделять особое внимание режиму чередования напряжения и отдыха для глаз. Каждый день нужно проводить гимнастику для глаз. Такая гимнастика работает не только в качестве профилактики ухудшения зрения, но и в качестве восстанавливающей зрение. Гимнастика для глаз, как правило, дается в игровой манере, и дети не понимают, что тренируют глазки, для них это просто игра.

90% информации мы получаем через глаза. Для маленьких детей это особенно важно, ведь так они познают мир. Для них это нечто огромное и неизведанное. А глаза помогают им увидеть его и понять. Но, к сожалению, по статистике каждый четвертый ребенок испытывает трудности со зрением.

Причины нарушения зрения

Причины нарушения зрения могут быть разными:

  • наследственный фактор (если у одного из родителя плохое зрение);
  • долгие зрительные нагрузки (телевизор, компьютер, планшетник);
  • долгие и частые болезни ребенка;
  • травмы глаз.

В большинстве случаев отклонение зрения наблюдается у деток сразу. Это говорит сам за себя врожденный фактор. Здесь напрямую связана болезнь и гены. Если у кого из родителей плохое зрение, то у ребенка может быть тоже плохое. Но так происходит не всегда. Бывает, что один из родителей имеет проблемы со зрением, а ребенок нет.

Частые болезни подрывают здоровье и иммунитет ребенка. Глазам нужно активное потребление кислорода. Антибиотики, которые применяют для лечения ребенка, снижают поступление кислорода к глазам. Из-за этого зрение у ребенка тоже может испортиться.

Профилактика нарушения зрения у детей

В первую очередь родителям нужно понять, что бесконтрольный просмотр телевизора или мультиков на ютубе влияет не только на психику ребенка, но и на его зрение. Когда человек, не имеет значения ребенок это или взрослый, смотрит на экран, то моргание становится реже. К глазам не так активно поступает кислород, и они перенапрягаются. Это ведет к ухудшению зрения.

Второй профилактический фактор – это правильная осанка. Ребенок не должен «утыкаться» носом в тетрадь или книгу, расстояние между лицом и тетрадью должно быть достаточным.

И третья, самая главная мера профилактики, это гимнастика для глаз. Она помогает отдыхать глазам ребенка, укрепить глазные мышцы и повысить их тонус. Все это влияет на остроту зрения в лучшую сторону. Педагоги и врачи с уверенностью говорят, что гимнастика для глаз для детей является замечательной профилактикой проблем со зрением.

Гимнастика глаз для детей 3 лет

Чтобы дети с удовольствием занимались упражнениями, необходим особый подход. Гимнастика глаз должна учитывать особенности ребенка дошкольного возраста. Поэтому рекомендуется проводить ее в игровой, интересной форме, где бы детки смогли проявить свою активность. Комплекс гимнастики для глаз содержит в себе 3 части: разминка, основная часть и заключительная.

1 часть – Разминка

Необходимо, чтобы ребенок двигал глазками вверх и вниз, влево и вправо, потом нужно зажмуриться и досчитать вместе до десяти. Так повторить еще 1-2 раза.

2 часть – Основная

Игра в Буратино. Нужно посмотреть на кончик носа и представить, как он растет, а затем уменьшается, при этом нужно следить за этим воображаемым процессом глазками.

Рожицы. Нужно превращаться в различных животных, активно работая глазами – смотрим в разные стороны, сощуриваем глаза, делаем круговые движения, выпячиваем глаза. Здесь можно подключить и безграничную фантазию ребенка.

Фигуры. Нужно мысленно рисовать по контуру геометрические фигуры глазками: круг, квадрат, прямоугольник.

3 часть – Заключительная

Рисуем носиком. Нужно, чтобы ребенок носом в воздухе рисовал различные картинки или фигуры, может его любимую игрушку или смешного сказочного зверя. Если ему это сложно сделать, то можно показать картинку. Тогда малыш ее сможет обвести носиком на расстоянии.

Этот комплекс очень простой и его сможет выполнить любой ребенок под контролем взрослого.

Гимнастика глаз для детей 4 лет ничем не отличается. Можно увеличить время основной и заключительной части.

Гимнастика глаз для детей 5 лет

Гимнастика глаз для детей 5 лет несколько отличается. Ребенок уже хорошо понимает, что происходит, он уже может считать. Ребенок более усидчив, поэтому комплекс рассчитан на несколько повторений каждого упражнения. Гимнастика этого возраста включает следующие упражнения:

  1. Часто моргаем. Затем закрываем глазки и считаем до 5. Повторяем упражнение 5 раз.
  2. Крепко зажмуриваем глаза и считаем до 3. Затем открываем глазки и смотрим вдаль, считая до 5. Повторяем так 4 раза.
  3. Вытягиваем правую руку вперед. Медленно двигаем указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз. При этом следим за ним взглядом, но голову держим на месте. Достаточно 4 повторений.
  4. Вытягиваем левую руку вперед, слегка согнув ее в локте. Смотрим сначала на указательный палец руки четыре счета, а, затем переводим взгляд вдаль и смотрим шесть счетов. Повторяем 4 раза.
  5. Проделываем круговые движения глазками 3 раза вправо, затем столько же влево. Затем смотрим вдаль и считаем до 6. Повторяем еще 1 раз.

Как видите, в этом комплексе достаточно упражнений на расслабление мышц глаза (когда смотрим вдаль). Это из-за того, что у пятилетнего ребенка возрастает нагрузка на глаза, и ему нужно больше давать отдыхать глазкам.

Витамины для глаз

Отличным дополнением к упражнениям для глаз станет подбор продуктов, которые содержат витамины, необходимые для глаз.

Витамин С . Он улучшает кровообращение в области глаз. Продукты с большим содержанием витамина С: апельсин, киви, свекла, зеленый горошек, шпинат, брокколи, помидоры, яблоки.

Витамин А . Способен предупреждать так называемую куриную слепоту и повышает остроту зрения в сумерках. Продукты с большим содержанием витамина А: морковь, папайя, дыня, авокадо, абрикос, персик.

Витамин Е . Так же, как и витамин С, улучшает кровообращение вокруг глаз. Продукты, содержащие большое количество витамина Е: молоко, шпинат, миндаль, подсолнечное масло, грецкие орехи, арахис.

Витамин В1 . Улучшает светочувствительность сетчатки глаза. Продукты с большим содержанием витамина В1: брокколи, рис, мед.

Витамин В2 . Тоже влияет на способность воспринимать сетчаткой глаза свет. Продукты, содержащие большое количество витамина В2: яблоки, рис, молоко.

Витамин В6 . Улучшает проникновение света через сетчатку глаза. Продукты, богатые витамином В6: капуста, пшеничные зерна.

Витамин В12 . Улучшает светочувствительность сетчатки глаза. Его потребность, дневная норма - всего лишь 3 мг. Продукты, содержащие витамин В12: виноград, черника, финики, чернослив, абрикосы.

Как видите, не только одна черника может помочь глазкам лучше видеть. Для детей особенно важен сбалансированный рацион, где преобладают овощи и фрукты. Кроме того, можно проводить витаминное лечение. Но какие витамины лучше купить, вам должен посоветовать врач. Но помните, что главное - это профилактические меры и гимнастика для глаз для детей, которая поможет преодолеть проблемы со зрением.

4.5555555555556 4.56 из 5 (9 Голосов)

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.