Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, ее возрастные особенности. Развитие и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы: как со временем меняется сердце и кровеносные сосуды

В этой части речь идет об особенностях морфологического развития сердечно-сосудистой системы: об изменении кровообращения у новорожденного; о положении, строении и размерах сердца ребенка в постнатальный период; о возрастных изменениях частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла; о возрастных особенностях внешних проявлений деятельности сердца.

Особенности морфологического развития сердечно-сосудистой системы.

Изменение кровообращения у новорожденного.

Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой системе, связаны прежде всего с включением легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевязывают и перерезают пупочный канатик (пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов, осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа и уменьшается количество кислорода. Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит к дыхательному центру и возбуждает его - возникает первый вздох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды. В легкие впервые входит воздух.

Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой - только артериальная.

В то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослого.

Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период.

Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине.

У новорожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения свода диафрагмы. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение. К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в малом. В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого, - 1: 2,11 (у новорожденного оно составляет 1: 1,33). Предсердия более развиты, чем желудочки.

Масса сердца новорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причем правый желудочек несколько отстает в росте от левого.

К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 годам - в 3 раза, к 5 годам - в 4 раза, к 6 - в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет - в период полового созревания - снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков большое, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек.

Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла.

У плода частота сердечных сокращений колеблется от 130 до 150 ударов в минуту. В разное время суток она может у одного и того же плода отличаться на 30-40 сокращений. В момент шевеления плода она увеличивается на 13-14 ударов в минуту. При кратковременной задержке дыхания у матери частота сердечных сокращений плода увеличивается на 8-11 ударов в минуту. Мышечная работа матери не влияет на частоту сердечных сокращений плода.

У новорожденного частота сердечных сокращений близка к ее величине у плода и составляет 120-140 ударов в минуту. Лишь в течение нескольких первых дней наблюдается временное замедление сердечных сокращений до 80-70 ударов в минуту.

Большая частота сердечных сокращений у новорожденных связана с интенсивным обменом веществ и отсутствием влияний блуждающих нервов. Но если у плода ритм сердечных сокращений отличается относительным постоянством, то у новорожденного он легко изменяется под влиянием различных раздражителей, действующих на рецепторы кожи, органов зрения и слуха, обонятельные, вкусовые и на рецепторы внутренних органов.

С возрастом частота сердечных сокращений уменьшается, и у подростков она приближается к величине взрослых.

Изменение частоты сердечных сокращений у детей с возрастом.

Уменьшение числа сердечных сокращений с возрастом связано с влиянием блуждающего нерва на сердце. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков он реже, чем у девочек того же возраста.

Характерная особенность деятельности сердца ребенка - наличие дыхательной аритмии: в момент вдоха наступает учащение ритма сердечных сокращений, а во время выдоха - замедление. В раннем детстве аритмия встречается редко и слабо выражена. Начиная с дошкольного возраста и до 14 лет она значительна. В возрасте 15-16 лет встречаются лишь единичные случаи дыхательной аритмии.

У детей частота сердечных сокращений подвергается большим изменениям под влиянием различных факторов. Эмоциональные влияния приводят, как правило, к увеличению ритма сердечной деятельности. Она значительно увеличивается при повышении температуры внешней среды и при физической работе и уменьшается при понижении температуры. Частота сердечных сокращений во время физической работы увеличивается до 180-200 ударов в минуту. Это объясняется недостаточным развитием механизмов, обеспечивающих увеличение потребления кислорода во время работы. У детей старшего возраста более совершенные регуляторные механизмы обеспечивают быструю перестройку сердечно-сосудистой системы в соответствии с физической нагрузкой.

В связи с большой частотой сердечных сокращений у детей длительность всего цикла сокращений значительно меньше, чем у взрослых. Если у взрослого она оставляет 0,8 сек, то у плода - 0,46 сек, у новорожденного ребенка - 0,4-0,5 сек, у 6-7-летних детей длительность сердечного цикла равна 0,63 сек, у детей 12-летнего возраста - 0,75 сек, т.е. его величина почти такая же, как и у взрослых.

В соответствии с изменением длительности цикла сердечных сокращений изменяется и длительность его отдельных фаз. К концу беременности у плода длительность систолы желудочков составляет 0,3-0,5 сек, а диастолы - 0,15-0,24 сек. Фаза напряжения желудочков у новорожденного длится - 0,068 сек, а у грудных детей - 0,063 сек. Фаза изгнания у новорожденных осуществляется за - 0,188 сек, а у грудных детей - за 0,206 сек. Изменения длительности сердечного цикла и его фаз в других возрастных группах показаны в таблице.

Длительность отдельных фаз сердечного цикла (в сек) у детей различных возрастных групп (по Б.Л.Комарову)

При интенсивной мышечной нагрузке фазы сердечного цикла укорачиваются. Особенно резко уменьшается длительность фазы напряжения и фазы изгнания в начале работы. Через некоторое время их продолжительность несколько увеличивается и становится стабильной до конца работы.

Возрастные особенности внешних проявлений деятельности сердца.

Сердечный толчок хорошо виден на глаз у детей и подростков с плохо развитой подкожной жировой клетчаткой, а у детей с хорошей упитанностью сердечный толчок легко определяется при пальпации.

У новорожденных и у детей до 2-3-летнего возраста сердечный толчок ощущается в 4-м левом межреберье на 1-2 см снаружи от сосковой линии, у детей 3-7-летнего возраста и последующих возрастных групп он определяется в 5-м межреберье, несколько варьируя снаружи и внутри от сосковой линии.

Тоны сердца у детей несколько короче по сравнению со взрослыми. Если у взрослых первый тон длится 0,1-0,17 сек, то у детей 0,1-0,12 сек.

Второй тон у детей более продолжителен, чем у взрослых. У детей он длится 0,07-0,1 сек, а у взрослых - 0,06-0,08 сек. Иногда у детей от 1 до 3 лет наблюдается расщепление второго тона, связанное с несколько разновременным закрытием полулунных клапанов аорты и легочной артерии, и расщепление первого тона, которое обусловлено асинхронным закрытием митрального и трехстворчатого клапанов.

Нередко у детей регистрируется третий тон, очень тихий, глухой и низкий. Он возникает в начале диастолы через 0,1-0,2 сек после второго тона и связан с быстрым растяжением мышцы желудочков, возникающим при поступлении в них крови. У взрослых третий тон длится 0,04-0,09 сек, у детей 0,03-0,06 сек. У новорожденных и грудных детей третий тон не прослушивается.

Во время мышечной работы, положительных и отрицательных эмоций увеличивается сила сердечных тонов, во время сна она уменьшается.

Электрокардиограмма детей значительно отличается от электрокардиограммы взрослых и в различные возрастные периоды имеет свои особенности в связи с изменением размеров сердца, его положения, регуляции и др.

У плода электрокардиограмма регистрируется на 15-17-й неделе беременности.

Время проведения возбуждения от предсердий в желудочки (интервал P-Q) у плода короче, чем у новорожденного. У новорожденных и детей первых трех месяцев жизни это время равно 0,09-0,12 сек, а у более старших детей - 0,13-0,14 сек.

Комплекс QRS у новорожденных короче, чем в более старшем возрасте. Отдельные зубцы электрокардиограммы у детей этого возраста различны в разных отведениях.

У грудных детей в электрокардиограмме остается сильно выраженным зубец P, что объясняют большей величиной предсердий. Комплекс QRS часто многофазен, в нем преобладает зубец R. Изменения комплекса QRS связывают с неравномерным ростом проводящей системы сердца.

В дошкольном возрасте электрокардиограмма большинства детей этого возраста характеризуется некоторым уменьшением зубцов P и Q. Зубец R увеличивается во всех отведениях, что связано с развитием миокарда левого желудочка. В этом возрасте увеличивается длительность комплекса QRS и интервала P-Q, что зависит от закрепления влияний блуждающего нерва на сердце.

У детей школьного возраста еще больше увеличивается длительность сердечного цикла (R-R) и в среднем равняется 0,6-0,85 сек. Величина зубца R в первом отведении у подростков приближается к величине его у взрослого. Зубец Q уменьшается с возрастом, и у подростков также приближается к величине его у взрослого.

Индивидуальное учебно-исследовательское задание на тему:

"Сердечно-сосудистая система.Возрастные особенности развития.
Влияние физической культуры и спорта на нормальное развитие сердца."

ВСТУПЛЕНИЕ.................... .............................. .............................. .......3
1.Сердечно-сосудистая система человека
1.1Сердце и интересные факты о нем........................... ....................4
1.2Сосуды и круги кровообращения................ .............................. .6
1.3Кровь, ее функции и компоненты.................... ...........................8
2.Возрастные особенности развития сердечно-сосудистой системы
2.1 У детей......................... .............................. .............................. .....9
2.2 У взрослых и пожилых....................... .............................. ...........11
3.Влияние физкультуры и спорта на нормальное развитие сердца.....13
ВЫВОДЫ........................ .............................. .............................. ............15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................... ............16

ВСТУПЛЕНИЕ
Сердечно-сосудистая система состоит из кровеносных сосудов и сердца, являющегося главным органом этой системы. Основной функцией системы кровообращения является обеспечение органов питательными веществами, биологически активными веществами, кислородом и энергией; а также с кровью «уходят» из органов продукты распада, направляясь в отделы, выводящие вредные и ненужные вещества из организма.Центральный орган системы -сердце, нагнетает кровь в артерии которые по мере удаления от него становятся мельче, переходя в артериолы и капилляры образующие в органах сети. Из сетей капилляров начинаются посткапиллярные венулы, формирующие при их слиянии более крупные венулы, а затем вены несущие кровь к сердцу. Весь путь кровообращения подразделяется на два круга: большой, или телесный, обеспечивающий приток крови к органам и от них обратно в сердце, и малый, или легочный, по которому кровь из сердца направляется в легкие, где происходит газообмен между кровью и воздухом, заполняющим альвеолы, а затем возвращается в левое предсердие. Функции всех звеньев сердечно-сосудистой системы строго согласованы благодаря нервно-рефлекторной регуляции, что позволяет поддерживать гомеостаз в условиях изменяющейся внешней среды. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы можно охарактеризовать рядом гемодинамических показателей, важнейшими из которых являются систолический и минутный объем сердца, артериальное давление, частота пульса, тонус сосудов, объем циркулирующей крови, скорость кругооборота крови, величина венозного давления, скорость кровотока, кровоток в капиллярах. Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма либо образующиеся в результате обменных процессов, называется –кровью. Она регулирует температуру тела и защищает организм от повреждений и инфекций в любой его части. С кровью и кровоснабжением тесно связаны практически все процессы, имеющие отношение к пищеварению и дыханию - двум функциям организма, без которых жизнь невозможна. Возраст и спорт играют большую роль в деятельности сердца, для каждого периода характерны свои определенные особенности. Итак, становится понятно что сердечно-сосудистая система –главная в нашем организме.

Итак, в результате этой работы мы изучили сердечно-сосудистую систему человека, узнали ее строение и функции. Выяснили что главный "труженик" нашего организма – сердце, его помощники – различного строения кровеносные сосуды; изучили строение и функции крови циркулирующей по системе. Рассмотрели возрастные особенности строения системы кровообращения и выяснили что каждому периоду, а особенно детям свойственны определенные черты строения и функции. Также выяснили влияние физической культуры и спорта на нормальное развитие нашего сердца, рассмотрели полезные сердцу виды спорта для каждого детского периода жизни. Выявили главных врагов сердца и поняли,что они приводят к ухудшению самочувствия и возникновению различных заболеваний. Берегите свое сердце, следите за своим питанием и физическим развитием, особенно много внимания уделяйте детскому растущему "особенному" организму. Как говорят: "Пока сердце не заболит, глаза не плачут".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Богуш Л.К. Сердце//Здоровье. -1961.-№10(82).-С.9.

2.Большая медецинская энцикло
и т.д.................


Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы

10.Увеличение массы какого отдела сердца преобладает в процессе его роста у ребенка?К какому возрасту сердце ребенка приобретает основные структурные параметры сердца взрослого человека?

Увеличивается масса левого желудочка. Это можно объяснить тем, что у плода нагрузки на левый и правый желудочки примерно равны, а в постнатальном периоде нагрузка на левый желудочек значительно превосходит нагрузку на правый желудочек. К 7 годам сердце ребенка приобретает основные структурные параметры сердца взрослого.

11. Как изменяется частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей различных возрастных групп?

С возрастом ЧСС (пульс) постепенно уменьшается. У детей всех возрастов пульс более частый, чем у взрослых . Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. У новорожденного ЧСС значительно выше – 140 ударов/мин. Частота сердечных сокращений с возрастом постепенно уменьшается, особенно в первые пять лет жизни: у старших дошкольников (6 лет) она составляет 100–105, а у младших школьников (8–10 лет) – 80–90 ударов/мин. К 16 годам ЧСС приближается к величине взрослого– 60–80 ударов в 1 мин. Волнение, повышение температуры тела вызывают у детей учащение пульса.

12. Чему равна частота сердечных сокращений в возрасте 1 года и 7 лет?

В 1 год 120, в 7 лет 85 уд/мин.

13. Как изменяетсясистолический объемкрови с возрастом?

Количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение, называют ударным, или систолическим объемом (СОК). С возрастом этот показатель увеличивается. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении – всего 2,5 мл; к первому году оно увеличивается в 4 раза, к 7 годам - в 9 раз, а к 12 годам - в 16,4 раза. Левый и правый желудочки в состоянии покоя выталкивают у взрослого по 60– 80 мл крови.

14. Чему равен минутный объем крови у новорожденного ребенка, в возрасте 1 года, 10 лет и у взрослого ?

0, 5 л; 1, 3 л; 3, 5 л; 5л соответственно.

16.Сравните величины относительного минутного объема крови (мл/кг) у новорожденного и у взрослого.

Относительный минутный объем – 150 мл/кг массы тела у новорожденного и 70 мл/кг массы тела у взрослого, соответственно. Это связано с более интенсивным обменом веществ в организме ребенка по сравнению со взрослыми.

15. Каковы особенности развития сердечно-сосудистой системы в подростковом периоде?

В подростковом периоде имеет место незрелая система кровотока. Отмечается скачок развития сердца: объем его камер ежегодно увеличивается на 25 %, усиливается сократительная функция миокарда, а росткрупных (магистральных) сосудов отстает от увеличения емкости камер сердца, что проявляется функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (функциональные шумы в сердце). В большинстве случаев эти нарушения проходят. Интенсивно растущее сердце проталкивает большой объем крови по узким кровеносным сосудам, что приводит к повышению артериального давления. В этот период требуется дозирование физических нагрузок. Подросткам необходимо заниматься физической культурой, чередовать учебные нагрузки с отдыхом на свежем воздухе, избегать физических и психоэмоциональных перегрузок.

Регуляция деятельности сердца у детей


  1. Что свидетельствует об отсутствии тормозного влияния блуждающего нерва на деятельность сердца ребенка раннего возраста?
Большая частота сердечных сокращений по сравнению с другими возрастными периодами жизни, отсутствие дыхательной аритмии.

2.С какого возраста начинает формироваться тонус блуждающего нерва и когда он достаточно выражен?

Начиная с 3 – 4 месяцев жизни ребенка. После 3 лет он выражен.

3. Как изменяется частота и сила сердечных сокращений у подростка в условиях значительных эмоциональных нагрузок ?

При эмоциональных нагрузках возникает возбуждение симпатической нервной системы и уменьшение тонуса ядер блуждающих нервов. При этом наибольшее значение в регуляции деятельности сердца имеет гормон адреналин. Механизм его влияния на организм осуществляется посредством бета-адренорецепторов: в миокарде стимулируется процесс энергетического обеспечения, повышается внутриклеточная концентрация ионов кальция при возбуждении кардиомиоцитов и усиливаются сокращения сердца, увеличивается ЧСС.

4. Какова реакция сосудов на высокую концентрацию адреналина в крови при психоэмоциональном стрессе у школьника?

Высокие концентрации адреналина, например, при сильном психоэмоциональном стрессе, активизируют альфа и бета-адренорецепторы сосудов. В этом случае преобладает сосудосуживающий эффект.

5. Какие факторы способствуют становлению тонуса блуждающего нерва в онтогенезе?

Рост двигательной активности и усиление потока афферентных импульсов от различных видов рецепторов в процессе развития анализаторов.

6.Какие изменения в механизме регуляции деятельности сердца и сосудов происходят в онтогенезе?Какова роль двигательной активности в становлении тонуса блуждающих нервов у детей?

По мере взросления усиливается тонус блуждающих нервов.У детей с ограничением движений вследствие того или иного врожденного дефекта, частота сердечных сокращений высокая по сравнению со здоровыми детьми. У детей с высокой двигательной активностью частота сердечных сокращений ниже, чем у менее физически активных их сверстников.

7.Как изменяется реакция сердца ребенка на физическую нагрузку с возрастом?

Чем старше дети, тем короче период, в течение которого частота сердечных сокращений возрастает до уровня, соответствующего данной физической нагрузке, продолжительнее период усиленной деятельности сердца, короче время восстановления после окончания работы.


  1. Каковы особенности регуляции деятельности сердца и сосудов у подростков?
Центральная система регуляции деятельности сердца и сосудов (сосудодвигательный центр) несовершенна. Могут быть нарушения кровоснабжения мозга, что проявляется в головных болях, головокружении.

Возрастные особенности кровообращения

1. Как изменяется давление в сосудах малого круга кровообращения у ребенка после рождения?Как после рождения изменяется кровоток через легкие?

Резко снижается вследствие уменьшения сопротивления в сосудах легких в связи с расслаблением их гладкой мускулатуры после спазма. При этом повышается напряжение О 2 в тканях легких. Кровоток увеличивается в несколько раз.

2.В какие возрастные периоды наиболее отчетливо проявляются особенности кровообращения у детей?

В период новорожденности, в первые два года жизни и в период полового созревания (14 – 15 лет).

3.Как меняется уровень артериального давления в онтогенезе?Назовите величины систолического и диастолического артериального давления в покое у новорожденных детей, в возрасте 1 года и у взрослого.

Повышается в онтогенезе. 70/34, 90/40, 120/80 мм рт. ст. соответственно.

4. Каковы особенности кровообращения в период новорожденности?

1)Большая частота сердечных сокращений вследствие отсутствия тонуса ядер блуждающих нервов; 2) Низкое артериальное давление, обусловленное слабы периферическим сопротивлением из-за относительно большой ширины просвета, высокой эластичности и низкого тонуса артериальных сосудов.

100 + (0,5n), где n – число лет жизни.

6. Чему в норме равно систолическое давление в легочной артерии у детей в возрасте 1 года, 8 – 10 лет и у взрослого человека?

В возрасте 1 года – 15 мм рт. ст.; 8 – 10 лет – как у взрослого – 25 – 30 мм рт. ст.

7. Как изменяется скорость распространения пульсовой волны с возрастом? Чему равны эти показатели у детей и у взрослых? Увеличивается в связи со снижением эластичности сосудов. У детей – 5–6 м/с, у взрослых – 8 – 9 м/с.

8. Какова интенсивность кровотока через ткани ребенка и взрослого (мл/мин/кг массы тела)?

У ребенка – 195 мл/мин/кг, у взрослых 70 мл/мин/кг. Основная причина интенсивного кровотока через ткани ребенка – более высокий уровень обменных процессов в тканях у детей по сравнению с взрослыми.

9. Что называют кругооборотом крови? Какова его величина в покое и при мышечной интенсивной работе? Какова скорость кругооборота крови у детей 1– 3-х лет и у взрослых?

Время, в течение которого кровь однократно проходит большой и малый круги кровообращения. В покое – 21–23 с, при мышечной работе – до 9 с. У детей до 3 лет – 15 с, у взрослых –22 с.

10. Какие изменения артериального давления отмечаются в период полового созревания?

Повышение артериального давления («юношеская гипертензия») вызвано несоответствием скорости роста сердца и увеличения диаметра магистральных сосудов, а также в связи с повышением гормонального фона.

11. Почему артериальное давление в возрасте 11 – 14 лет у девочек больше, чем у мальчиков?

Это результат более раннего полового созревания девочек и высокой концентрации в крови половых гормонов, адреналина.

12. Какие неблагоприятные факторы способствуют повышению артериального давления у детей и подростков?

Чрезмерная учебная нагрузка, гиподинамия, нарушение режима дня, отрицательные эмоции.

13. Каковы показатели артериального давления у детей в возрасте 1 года, 4 лет, 7лет, 12 лет?

Показатели артериального давления у детей имеют свои особенности. Оно значительно ниже, чем у взрослых. Это обусловлено большей эластичностью стенок сосудов (диастолическое давление) и меньшей силой сокращения миокарда (систолическое давление). Так, к концу первого года жизни систолическое артериальное давление равно 90–100 мм рт. ст. , а диастолическое – 42–43 мм рт. ст. У детей 4 лет систолическое давление составляет 90 –100 мм рт ст. К 7 годам оно равно 95–105 мм рт. ст., а к 12 годам – 100–110 мм рт. ст. Диастолическое давление к 4 годам составляет 45–55, в 7 лет – 50–60, а в 12 лет – 55–65 мм рт. ст. Систолическое артериальное давление становится более высоким в пубертатном возрасте, почти как у взрослого.

14. Каковы половые различия в величине АД в подростковом возрасте ?

Половые различия в величине артериального давления у детей не обнаруживаются; они появляются в подростковом возрасте (12–16 лет). В возрасте 12–13 лет артериальное давление у девочек больше, чем у мальчиков. Это результат более раннего полового созревания девочек по сравнению с мальчиками. В 14–16 лет, наоборот, у мальчиков систолическое давление становится выше, чем у девочек. Эта закономерность сохраняется в течение последующей жизни. Величина систолического давления зависит от физического развития. У детей астенического телосложения артериальное давление более низкое, чем у детей с избыточной массой тела. Воздействие неблагоприятных факторов (гиподинамия, чрезмерная учебная нагрузка) способствует повышению артериального давления у детей в этом возрасте.

Возрастные особенности регуляции тонуса сосудов

1. Когда завершается процесс иннервации сосудов у ребенка? Как проявляется нарушение иннервации сосудов у детей?

К концу 1-го года жизни. Нарушение иннервации сосудов проявляется развитием вегетативно-сосудистой дистонии.

2. Какова реакция сердечно-сосудистой системы ребенка при гипоксии (значительном снижении концентрации О 2 в крови), если ребенок находится в душном или накуренном помещении?.

Увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, вследствие чего возрастает кровоток через все ткани, что компенсирует недостаток кислорода в крови.

3. Как влияет на тонус сосудов у детей симпатическая нервная система? Как изменяется это влияние с возрастом?

Участвует в поддержании сосудистого тонуса. С возрастом ее влияние усиливается.

4. Что можно сказать о зрелости центральных механизмов регуляции тонуса сосудов у ребенка? С какого возраста устанавливается этот процесс? В чем проявляются нарушения регуляторных реакций сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте?

Центральные механизмы регуляции сосудистого тонуса ребенка незрелые. Регуляция сосудистого тонуса устанавливается к концу первого года жизни по мере созревания сосудодвигательного центра продолговатого мозга. В подростковом периоде возможно развитие юношеской гипертензии или гипотензии.

5. Какова изменчивость величины ЧСС у детей и подростков и как этот показатель изменяется при физической нагрузке на уроке физической культуры?

Величины ЧСС и АД у детей и подростков изменчивы в силу повышенной реактивности. Так у первоклассника ЧСС в покое составляет в среднем 88 уд/мин. В 10 лет – 79 уд/мин, в 14 лет – 72 уд/мин. При этом индивидуальный разброс нормальных значений может достигать 10 уд/мин и более. При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности ЧСС увеличивается, и у детей и подростков может достигать 200 уд/мин. У школьников после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30–50 %. В норме через 2–3 мин ЧСС восстанавливается.

6. Каковы величины АД у детей школьного возраста и как они изменяются при физической нагрузке на уроке физической культуры?С чем связывают неустойчивость величины артериального давления у детей?

Артериальное давление (АД) у детей 7–10 лет 90/50– 100/55 мм рт ст; 10–12 лет – 95/60–110/60 ; у 13–14 -летних – 105/60–115/60; у 15–16-летних – 105/60–120/70 мм рт ст. а увеличение систолического АД на 10–20 мм рт ст, но снижение диастолического АД на 4–10 мм рт ст. в норме через 2–3 мин АД восстанавливаются. Резкие сдвиги показателей АД указывают на патологию ССС.Неустойчивость величины АД у детей связана с незрелостью центральных механизмов регуляции, что определяет непостоянство реакций сердечно-сосудистой системы в различных условиях.

7 . Кратко охарактеризуйте изменения регуляции тонуса сосудов в период от новорожденности до половой зрелости?

Они становятся все более устойчивыми. Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом ускоряют развитие механизмов регуляции сосудистого тонуса.

8. Назовите факторы, способствующие развитию первичной артериальной гипертензии.

Наследственная предрасположенность, психоэмоциональное перенапряжение, избыточная масса тела, сахарный диабет, избыточное потребление соленой пищи, гиподинамия.

9.Каковы основы профилактикисердечно-сосудистых заболеваний в школьном возрасте?

Развитие сердечно-сосудистых заболеваний связано с тремя основными факторами: нерациональным питанием, гиподинамией и психоэмоциональным напряжением.

При употреблении большого количества сливочного масла, яиц происходят атеросклеротические изменения сосудов. Существует также зависимость между развитием атеросклероза и потреблением большого количества сахара. Было также доказано, что в развитии сердечно-сосудистой патологии важную роль играет избыточное питание, когда количество потребляемых калорий превосходит их утилизацию в ходе жизнедеятельности. Отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему оказывает гиподинамия – пониженная двигательная активность.

Большое значение для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы имеет перенапряжение нервной системы (психоэмоциональный фактор). Нормальное функционирование сердечо-сосудистой системы зависит от состояния нервной системы. Заболевания сердца и сосудов чаще встречаются у людей, работа которых требует большого напряжения нервной системы. Способствуют развитию заболеваний сердца и сосудов потребление алкоголя и курение. Однако среди множества причин сердечно-сосудистых заболеваний решающее значение имеет несоблюдение гигиены питания (нерациональное питание), нарушение гигиены труда и отдыха. Поэтому велика роль гигиенического воспитания в семье и в школе. С детства надо воспитывать здоровые гигиенические навыки и предупреждать формирование зависимостей (никотиновой, алкогольной и др.). Важно воспитывать у детей и подростков нормы этики поведения, поскольку психоэмоциональные срывы – важный фактор в развитии заболеваний сердца и сосудов.

10 . Какова роль школы в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся?

Педагоги должны научить детей рациональной организации труда и отдыха. Для организма ребенка правильная организация отдыха также важна, как и правильная организация обучения. Однако в школе и дома недостаточная работа проводится по организации физиологически здорового отдыха ребенка, основанного на знании гигиены детского организма. Школьникам нужны активный отдых, двигательная активность. Однако во время перемен дети ограничены в движениях и имеет место гиподинамия. Необходимо в школе уделять внимание проведению перемен на свежем воздухе под присмотром педагогов и воскресному отдыху детей, проводить соответствующий инструктаж по безопасности жизнедеятельности во время каникулярного отдыха.

Возрастные особенности гормональной регуляции функций организма

1. В чем заключается особое значение гормонов для детей и подростков?

Гормоны обеспечивают физическое, половое и умственное развитие детей и подростков.

2. Перечислите гормоны, играющие главную роль в физическом, умственном и половом развитии детей и подростков.

Гормон роста, гормоны щитовидной железы, половые гормоны, инсулин.

3. В чем заключается особенность последствий поражения желез внутренней секреции у детей по сравнению с взрослыми?

У детей наблюдаются более грубые, часто необратимые нарушения физического, умственного и полового развития.

4. Какое влияние на детский организм оказывают гормоны эпифиза? Какие изменения наступают у детей при гипофункции или гиперфункции эпифиза?

Принимают участие в регуляции полового созревания. Гипофункция ведет к раннему половому созреванию, гиперфункция – к ожирению и явлению недоразвития половых желез.

5. До какого возраста интенсивно функционирует вилочковая железа? Что с ней происходит впоследствии? Как проявляются нарушения функции вилочковой железы у детей?

До 7 лет, потом начинается атрофия. В снижении иммунитета и, естественно, в большей подверженности инфекционным заболеваниям.

6. В какой период развития ребенка начинают более интенсивно функционировать надпочечники? Как проявляется гипофункция надпочечников у детей?

В период полового созревания. Нарушение белкового и углеводного обмена, снижение иммунитета.

7. Как проявляется гиперфункция надпочечников у детей?

Ожирение, у мальчиков – преждевременное половое созревание.

8. Какие нарушения отмечаются у детей при гиперфункции щитовидной железы?

Усиленный рост, избыточная прибавка в весе и ускорение созревания организма.

9. Какие нарушения отмечаются у детей при врожденной гипофункции щитовидной железы? Какова специфика умственной деятельности детей, страдающих гипотиреозом?

Врожденная гипофункция ведет к задержке роста и развития организма, особенно нервной и репродуктивной систем, недоразвитию интеллекта. При гипотиреозе отмечаются: апатичность, заторможенность, медлительность. Требуется больше времени для усвоения учебного материала.

10.Каковы особенности влияния гормонов щитовидной железы на подростков?

У подростков уровень энергетического обмена на 30 % выше, чем у взрослых, характерно повышение общей возбудимости, учащение сердцебиений. Под влиянием ТТГ гипофиза стимулируется активность щитовидной железы. Ее тиреоидные гормоны (тироксин, трийодтиронин), как и соматотропин аденогипофиза, влияют на рост тела, интеллект школьника. При резком снижении секреции тиреоидных гормонов развивается кретинизм – наследственное эндокринное заболевание, при котором имеют место умственное и физическое недоразвитие.

11. Какие нарушения отмечаются у детей при гипофункции и гиперфункции околощитовидных желез?

При гипофункции околощитовидных желез – повышение возбудимости центральной нервной системы и мышц, что ведет к тетании (судороги), нарушение развития костей, роста волос, ногтей. При гиперфункции околощитовидных железотмечается повышение уровня кальция в крови, что вызывает избыточное окостенение.

12. В чем проявляются у детей нарушения внутренней секреции поджелудочной железы?

В резком нарушении обмена углеводов: развитие сахарного диабета, истощение, нарушение роста и умственного развития.

13. Как проявляется у детей гипо- и гиперфункция аденогипофиза?

При гипофункции: снижение основного обмена и температуры тела, замедление роста или карликовость. При гиперфункции – гигантизм.

14. Каковы особенности функционирования половых желез у мальчиков и девочек до и с 7 лет?

У мальчиков до 7 лет выработка андрогенов снижается и вновь повышается с7 лет. У девочек до 7 лет выработка эстрогенов крайне мала или отсутствует, с 7 лет увеличивается.

15.Какова роль гипоталамуса в обеспечении жизнедеятельности организма подростка?

Гипоталамус – подкорковый центр регуляции вегетативной деятельности и работы внутренних органов, обмена веществ. В то же время он весьма чувствителен к действию повреждающих факторов (травма, психическое перенапряжение и др.), что приводит в организме старшего школьника к изменению его функциональной активности и разнообразным тяжелым последствиям. Например, нарушения функционирования гипоталамуса могут приводить к повышению температуры тела, гормональному дисбалансу, дисфункциям половой системы и щитовидной железы.

16.Как осуществляется влияние половых гормонов на ЦНС подростка ?

Половые гормоны влияют на деятельность нервной системы и на психические процессы подростка. Андрогены, выделяемые в большем количестве у мальчиков, обусловливают повышенную агрессивность; эстрогены, в большем количестве секретируемые в девичьем организме,– наоборот, отзывчивость, уступчивость, дисциплинированность.

17.Каковы проявления гормонального дисбаланса в подростковом периоде ?

В начале периода полового созревания происходят изменения в работе ЖВС: повышается функциональная активность гипоталамуса и гипофиза, вырабатывающих активно гормоны, а деятельность половых желез еще не достигла необходимого уровня. Отсюда – неустойчивость эндокринной системы, гормональный дисбаланс, приводящие к неуравновешенному состоянию ЦНС и нередко неадекватному поведению.

18. Какие изменения в деятельности ВНС и поведении подростков происходят под влиянием избыточной секреции адреналина ?

Возрастает активность симпатического отдела и, соответственно, концентрация в крови гормона надпочечников адреналина, в результате чего возникает состояние тревоги, напряжения, поведение становится нестабильным и даже иногда агрессивным.

19. Каковы гормональные механизмы регуляции работы репродуктивной системы у девушек?Как избежать сбоев в регуляции работы репродуктивной системы ?

Работа гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы в молодом возрасте регулируется гормонами гипофиза: ФСГ, ЛГ, ПЛ – пролактином. При недостаточной продукции ФСГ нарушается или прекращается созревание фолликулов в яичнике и возникает бесплодие. ЛГ принимает участие в овуляции и образовании желтого тела, продуцирующего прогестины (прогестерон). При недостаточной концентрации ЛГ нарушается функция желтого тела, что может приводить к дефициту прогестерона и прерыванию беременности. При повышенной выработке ПЛ прекращается образование фолликулов и наступает бесплодие. Кроме того работа репродуктивной системы регулируется щитовидной железой. Снижение ее функции может привести к выкидышу. Для того, чтобы не допустить подобных сбоев в организме, необходимо: соблюдение рационального режима труда и отдыха, питания, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятия физкультурой, создание благоприятного микроклимата в семье и коллективе, устранение стрессовых ситуаций, удовлетворение работой, или учебой, контроль гормонального статуса и других параметров репродуктивного, физического и психического здоровья.


Возрастные особенности дыхательной системы

1. Какой тип дыхания у грудного ребенка и почему?

Диафрагмальный тип из-за горизонтального положения ребер.

2. Чем характеризуются детские трахея и бронхи ?

Трахея у детей имеет узкий просвет, короткая, эластичная, ее хрящи легко смещаются и сдавливаются. У детей часто встречается воспаление слизистой оболочки – трахеит. Его главным симптомом является сильный кашель. Бронхи у детей узкие, мягкие, эластичные, хрящи их легко смещаемые. Слизистая оболочка бронхов богата кровеносными сосудами, но относительно сухая, так как у детей недоразвит секреторный аппарат бронхов, а секрет бронхиальных желез – вязкий. Это способствует воспалению бронхов. С возрастом длина бронхов увеличивается, их просветы становятся шире, совершенствуется секреторный их аппарат и продуцируемый бронхиальными железами секрет становится менее вязким. Возможно, в связи с такими возрастными изменениями, бронхолегочные заболевания у детей старшего возраста встречаются реже.

3. Охарактеризуйтеособенности легких в детском возрасте . У детей раннего возраста частое и поверхностное дыхание, поскольку при дыхании используется только 1/3 всех альвеол. Кроме того относительно большая печень ребенка затрудняет движения диафрагмы вниз, а горизонтальное положение ребер – их поднятие. Альвеолы маленькие и содержат мало воздуха. Объем легких у новорожденного 67 мл. К 8 годам общее количество альвеол соответствует количеству альвеол взрослого (около 500–600 млн). К 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз, к 14 – в 15 раз. Легкие полностью завершают развитие к 18–20 годам.

4. Какова частота дыхания у детей?

В процессе развития ребенка в его сердечно-сосудистой системе проис­ходят существенные морфологические и функциональные изменения. Формирование сердца у эмбриона начинается со второй недели эмбриогенеза и четырехкамерное сердце образуется уже к концу третьей недели. Кровооб­ращение плода имеет свои особенности, связанные прежде всего с тем, что до рождения кислород поступает в организм через плаценту и так называе­мую пупочную вену.

Пупочная вена разветвляется на два сосуда, один питает печень, дру­гой соединяется с нижней полой веной. В результате в нижней полой вене происходит смешивание крови, богатой кислородом (из пупочной вены) и крови, оттекающей от органов и тканей плода. Таким образом, в правое пред­сердие попадает смешанная кровь. Как и после рождения, систола предсердий сердца плода направляет кровь в желудочки, оттуда из левого желудочка она поступает в аорту, из правого - в легочную артерию. Однако предсердия плода не обособлены, а соединяются с помощью овального отверстия, по­этому левый желудочек направляет в аорту кровь частично и из правого предсердия. По легочной артерии в легкие попадает весьма незначительное количество крови, так как легкие у плода не функционируют. Большая же часть крови, выбрасываемой из правого желудочка в легочной ствол, по вре­менно функционирующему сосуду - боталлову протоку - попадает в аорту.

Важнейшую роль в кровоснабжении плода выполняют пупочные ар­терии, отходящие от подвздошных артерий. Через пупочное отверстие они выходят из организма плода и разветвляясь, образуют в плаценте густую сеть капилляров, от которой берет начало пупочная вена. Кровеносная система плода замкнута. Кровь матери никогда не попадает в кровеносные сосуды плода и наоборот. Поступление кислорода в кровь плода осуществляется пу­тем диффузии, так как его парциальное давление в материнских сосудах пла­центы всегда выше, чем в крови плода.

После рождения пупочные артерии и вена запустевают и превращают­ся в связки. С первым вдохом новорожденного начинает функционировать малый круг кровообращения. Поэтому обычно боталлов проток и овальное отверстие быстро зарастают. У детей относительная масса сердца и общий просвет сосудов больше, чем у взрослых, что в значительной степени облег­чает процессы кровообращения. Рост сердца находится в тесной связи с об­щим ростом тела. Наиболее интенсивно сердце растет в первые годы жизни и в конце подросткового периода. С возрастом меняются также положение и форма сердца. У новорожденного сердце шаровидной формы и расположено значительно выше, чем у взрослого. Различия по этим показателям ликвиди­руются только к десяти годам. К 12-летнему возрасту исчезают и основные функциональные различия в сердечно-сосудистой системе

Частота сердцебиений (табл. 5) у детей до 12 - 14 лет больше, чем у взрослых, что связано с преобладанием у детей тонуса симпатических центров.

В процессе постнатального развития тоническое влияние блуждающего нерва постоянно усиливается, а в подростковом периоде степень его влияния у большинства детей приближается к уровню взрослых. Задержка в созревании тонического влияния блуждающего нерва на сердечную деятельность ожег свидетельствовать о ретардации развития ребенка.

Таблица 5

Частота сердцебиений и дыхания в покое у детей разного возраста.

Частота сердцебиений (Уд/мин.)

Частота дыхания (Вд/мин)

Новорожденные

Мальчики

Таблица 6

Величина артериального давления в покое у детей разного возраста.

Систолическое АД (мм рт. ст.)

Диастолическое АД (мм рт. ст.)

Взрослые

Кровяное давление у детей ниже, чем у взрослых (табл. 6), а скорость кровообращения выше. Ударный объем крови у новорожденного составляет всего 2,5 см3, за первый год после рождения он увеличивается в четыре раза, затем темпы прироста снижаются. К уровню взрослого (70 - 75 см3) ударный объем приближается только к 15 - 16 годам. С возрастом увеличивается и минутный объем крови, что обеспечивает сердцу возрастающие возможности адаптации к физическим нагрузкам.

Биоэлектрические процессы в сердце также имеют возрастные особен­ности, поэтому электрокардиограмма приближается к форме взрослого к 13- 16 годам.

Иногда в пубертатном периоде возникают обратимые нарушения в дея­тельности сердечно-сосудистой системы, связанные с перестройкой эндок­ринной системы. В 13 - 16 лет могут наблюдаться учащение сердечного рит­ма, одышка, спазмы сосудов, нарушения показателей электрокардиограммы и т.д. При наличии дисфункций кровообращения необходимо строго дозиро­вать и предупреждать чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки подростка.

Закладка сердца происходит на третьей неделе внутриутробного периода. К 17 суткам развития человеческого зародыша из мезодермы формируются две сердечные трубки, которые затем сливаются в одну эндокардиальную трубку. На 22 ?23 день возникают первые сокращения трубчатого сердца, а с конца пятой недели начинает функционировать первичная система кровообращения. В развитии сердечно-сосудистой системы выделяют два основных периода:

  • 1. Период оформления сердца (до трех месяцев) внутриутробного развития.
  • 2. Период органогистогенеза (с 4 месяцев и до рождения). В этот период происходит развитие мышечных волокон сердца, сосудов, нервов и проводящей системы.

У новорожденного сердце имеет относительно большие размеры сердца (0,7-0,9% от общей массы против 0,4-0,5% у взрослых), поэтому его границы при перкуссии значительно превышают таковые у взрослых. Вес сердца новорожденного составляет в среднем 24 г, оно имеет округлую форму. Предсердия в сравнении с желудочками имеют большие размеры, правое предсердие значительно больше левого. Сердце растет особенно быстро в течение первого года жизни ребенка, при этом его длина увеличивается больше, чем ширина.

У новорожденных и детей грудного возраста сердце располагается высоко и лежит поперечно. Переход сердца из поперечного положения в косое начинается в конце первого года жизни ребенка. Нижняя граница сердца у детей до 1 года расположена на один межреберный промежуток выше, чем у взрослых, верхняя граница - на уровне второго межреберья, верхушка сердца проецируется в четвертом левом межреберье.

Перикард новорожденного шаровидный (округлый), плотно облегает сердце. Объем полости перикарда незначителен. Перикард новорожденного подвижен, так как грудино-перикардиальные связки, фиксирующие у взрослого перикард, развиты слабо.

После рождения сердце развивается неравномерно: к 6-8 месяцу жизни ребенка вес сердца удваивается, к 2?3 годам - утраивается, к 5 годам увеличивается в четыре раза, а к 16 годам - в одиннадцать раз. В дошкольном, младшем школьном возрасте рост сердца замедляется, в 12?14 и в 17?20 лет снова усиливается. Неравномерно растут и отделы сердца. В первый год после рождения интенсивно растут предсердия, во второй - скорость роста предсердий и желудочков одинакова, после 10 лет быстрее растут желудочки, причем масса и полость левого желудочка увеличиваются наиболее значительно.

Неравномерность роста сердца проявляется не только в нарастании массы, но и в увеличении объема его полостей. Объем сердца от периода новорожденности до 16 лет увеличивается в 3-3,5 раза, при этом наиболее интенсивно он возрастает от 1 года до 5 лет и в период полового созревания. Объем сердца в течение первого года увеличивается вдвое, к 7 годам достигает пятикратной величины, а от 7 до 14 лет увеличивается только в 6 раз по сравнению с новорожденным.

Для миокарда новорожденных характерна гистологическая незрелость: мышечные волокна тонкие, короткие, нежные, слабо отграничены одно от другого, то есть расположены более компактно; мышечные клетки имеют много ядер, находящихся в состоянии созревания. Соединительная ткань развита слабо, почти отсутствуют эластические и коллагеновые волокна. Сухожильные нити короткие, утолщенные, расположены сравнительно далеко от верхушки сердца. К 6?7 годам они становятся длиннее, и, чем больше растет сердце, тем больше они удлиняются. Миокард левого желудочка растет быстрее правого, к концу второго года жизни его масса вдвое больше массы правого желудочка.

Проводящая система при рождении относительно массивна, но слабо отграничена от мышц сердца, созревание ее идет быстрее, чем самой мышцы и особенно интенсивно продолжается до 2 лет. Количество нервной ткани и сосудов на единицу объема миокарда приходится большее, чем у взрослых. У новорожденных створчатые клапаны эластичны, в 20-25 лет створки клапанов уплотняются, края их становятся неровными.

После рождения до 1,5-2 лет идет ускоренный рост и созревание основных элементов миокарда; вместо рассыпного типа кровоснабжения формируется магистральный тип ветвления сосудов. В последующем изменения в миокарде идут более медленно. В 6?10 лет усиленно развивается соединительная ткань, к 10 годам структурная дифференцировка тканевых элементов миокарда в основном заканчивается. По данным А. Андронеску, объем мышечного слоя сердца, соответствующий у новорожденных 22,3 сантиметров квадратных, удваивается на 1-м году, к 7 годам увеличивается в 5 раз, к 14 годам - в 6 раз.

Старческие изменения сердца характеризуются увеличением количества жировой ткани, утолщением эпикарда, огрублением клапанов и частичной атрофией сосочковых мышц, в связи с чем нарушается функция клапанов.

Возрастные особенности сосудов большого круга кровообращения. После рождения развитие сосудов заключается в увеличении их диаметра, окружности, толщины стенок и длины. Изменяются также уровень отхождения артериальных ветвей от магистральных артерий и тип их ветвления. До 3 лет все сосуды имеют тонкие стенки, в них мало эластических и коллагеновых волокон. У новорожденных собственная мышечная оболочка в артериях большого круга кровообращения начинает интенсивно развиваться с 5 лет. В связи с этим у детей до 5-7 лет редко наблюдаются повышение артериального давления.

Диаметр общей сонной артерии у детей раннего детства ровен 3?6 мм, а у взрослых составляет 9-14 мм, диаметр подключичной артерии наиболее интенсивно увеличивается от момента новорожденности до 4 лет. Артерии, кровоснабжающие мозг, наиболее интенсивно развиваются до 3-4 летнего возраста, по темпам роста превосходя другие сосуды. Наиболее быстро растет в длину передняя мозговая артерия. В первые 10 лет жизни ребенка наибольший диаметр из всех мозговых артерий имеет средняя.

С возрастом удлиняются также артерии, кровоснабжающие внутренние органы, и артерии верхней и нижней конечностей. В раннем детстве почти все артерии кишечника одинакового диаметра. В последующем диаметр магистральных артерий растет быстрее, чем диаметр их ветвей. У детей грудного возраста нижняя брыжеечная артерия имеет длину 5-6 см, а у взрослого - 16-17 см. В течение первых 5 лет жизни ребенка диаметр локтевой артерии увеличивается более интенсивно, чем лучевой, но в дальнейшем диаметр лучевой артерии преобладает.

Увеличивается также окружность артерий. Например, окружность восходящей части аорты у новорожденных равна 17-23 мм, в 4 года - 39 мм, в 15 лет - 49 мм, у взрослых - 60 мм. Толщина стенок восходящей аорты растет очень интенсивно до 13 лет, а общей сонной артерии стабилизируется после 7лет.

Длина артерий возрастает пропорционально росту тела и конечностей. Длина нисходящей части аорты к 50 годам увеличивается почти в 4 раза, при этом длина грудной части нарастает быстрее, чем брюшной. По мере того, как начинают функционировать конечности, после рождения наблюдается увеличение толщины не только мышечной оболочки, но и интимы, и соединительной ткани, окружающей сосуды. Наибольшего развития они достигают у людей в возрасте 20-30 лет. После 40 лет в окружности сосудов наблюдается отложение жировой клетчатки и развитие соединительной ткани в мышечной оболочке.

Уровни отхождения ветвей от магистральных артерий у новорожденных и детей располагаются проксимальнее, а углы, под которыми отходят эти сосуды, у детей больше, чем у взрослых. Меняется радиус кривизны дуг, образуемых сосудами. Например, у новорожденных и детей дуга аорты имеет больший радиус кривизны, чем у взрослых.

Чем старше человек, тем ниже располагается дуга аорты: у новорожденных она выше уровня 1 грудного позвонка, в 17-20 лет на уровне 2 грудного позвонка, 25?30 лет - на уровне 3 грудного позвонка, в 40-45 лет на уровне 4 грудного позвонка, у пожилых и старых людей - на уровне межпозвоночного диска между 4 и 5 грудными позвонками. Изменяется и топография артерий конечности. Например, проекции бедренной и подколенной артерии в первые годы жизни ребенка смещаются в латеральном направлении от срединной линии бедра, при этом проекция бедренной артерии приближается к медиальному краю бедренной артерии, а проекция подколенной артерии - к срединной линии подколенной ямки.

Поверхностная ладонная дуга у новорожденных и детей младшего возраста располагается проксимальнее середины 2 и 3 пястных костей, у взрослых проецируется на уровне середины 3 пястной кости.

У пожилых и старых людей в стенках артерий уменьшается количество мышечных элементов, возрастает доля соединительнотканных компонентов, увеличивается толщина внутренней оболочки. У лиц 60?70 лет во внутренней и средней оболочках сосудов откладываются соли кальция, сосуды становятся менее упругими, а мышечный слой атрофируется. Сужение просвета артерий после 50 лет объясняется склеротическими изменениями сосудистой стенки.

Так же как и артериальная, изменяется и венозная система на протяжении всей жизни человека. С возрастом увеличивается диаметр вен, площади их поперечного сечения и длина.

Верхняя полая вена в связи с высоким положением сердца у детей короткая. В первый год жизни, 8-12 лет и у подростков длина и площадь поперечного сечения верхней полой вены возрастают. Нижняя полая вена имеет у новорожденного диаметр, равный 6 мм. Она является относительно широкой и короткой. Диаметр нижней полой вены меньше, чем верхней полой. Приблизительно к 30 годам диаметр нижней полой вены на уровне впадения почечной вены равен 25?28 мм. С увеличением длины полых вен изменяется положение их притоков.

Изменение относительного диаметра нижней полой вены по отношению к верхней полой объясняется тем, что прекращается плацентарное кровообращение. Увеличение абсолютных размеров диаметра нижней полой вены наблюдается в процессе рост организма. Объясняется это развитием отдельных органов брюшной полости и забрюшинного пространства. С возрастом изменяется положение стволов, впадающих в нижнюю полую вену.

У новорожденного печеночные вены короткие и почти целиком расположены внутри печени. Также наблюдается большое количество печеночных вен, причем от каждой доли печени идет отдельная вена, впадающая в нижнюю полую вену. В дальнейшем часть из этих вен подвергается полному или частичному обратному развитию.

Просвет воротной вены печени у новорожденных детей равен около 2290 мкм. Соотношение внутренней, средней и наружной оболочек составляет 4, 10 и 82% общей толщины стенки вены. Таким образом, наиболее значительной структурой в стенке вены является ее наружная оболочка. В течение 1-го года жизни диаметр просвета воротной вены удваивается, тогда, как толщина отдельных оболочек и общая толщина стенок увеличиваются очень мало. В период от 8 до 12 лет и особенно в подростковом возрасте рост диаметра просвета воротной вены продолжается. Также заметно увеличивается и толщина наружной оболочки вены, что сопряжено с увеличением диаметра пучков гладких мышечных клеток и их количества.

В первые 3-6 месяцев после рождения происходит сильное расширение диаметра главных печеночных вен. В период от рождения до юношеского возраста в стенке печеночных вен заметно увеличивается диаметр пучков гладких мышечных клеток (в 3 раза) и коэффициент их плотности.

Вены почек располагаются у новорожденных так же, как и артерии, более горизонтально, чем у взрослых. В период от рождения до 20 лет диаметр просвета почечной вены увеличивается в 5,5 раза. Толщина стенки от рождения до 20 лет увеличивается почти в 3 раза, главным образом за счет наружной оболочки. У новорожденных диаметр просвета почечной вены составляет 1,8 мм, а толщина стенки - 186 мкм. Оболочки сосуда четко не дифференцированы. В течение 1-го года жизни наиболее значительные изменения происходят в наружной оболочке почечной вены. В этот период толщина наружной оболочки увеличивается от 165 мкм до 249, что составляет 90% общей толщины стенки.

Для периода от 1 до 3 лет характерно увеличение диаметра просвета почечной вены. В период от 4 до 7 лет увеличивается диаметр просвета почечной вены до 5,7 мм, а толщина стенки до 307,7 мкм. В период от 8 до 12 лет увеличивается пропускная способность почечной вены, значительно нарастает толщина средней оболочки. В период от 13 до 16 лет значительно увеличивается толщина стенки почечной вены при относительно небольшом увеличении просвета.

В раннем детском возрасте наблюдается слабое развитие тазовых вен. В частности, вен предстательной железы, маточных вен и др. Стенки маточных вен в постнатальном периоде развития значительно утолщаются. Развитие тазовых вен совершается особенно энергично в период полового созревания.

После рождения меняется топография поверхностных вен тела и конечностей. У новорожденных имеются густые подкожные венозные сплетения, на фоне которых крупные вены не выделяются. К 1-2 году жизни из сплетений выделяются более крупные большая и малая подкожные вены ноги, а на верхней конечности - латеральная и медиальная подкожные вены руки. Быстро увеличиваются диаметр поверхностных вен ноги от новорожденности до 2 лет: большой подкожной вены почти в 2 раза, а малой подкожной вены - в 2,5 раза.

Возрастные особенности сосудов малого круга кровообращения. Артерии и вены легких наиболее интенсивно развиваются в первый год жизни ребенка, что связано со становлением дыхания и облитерацией баталлова протока. В период полового созревания происходит повторное усиление процесса развития легочных сосудов. В 40-50 лет артерии и вены легкого достигают наибольших размеров.

Возрастные особенности лимфатической системы. Лимфатические капилляры в детстве имеют большую всасывающую поверхность, чем в годы зрелости. В процессе старения эта поверхность еще больше уменьшается. Размеры лимфатических узлов с годами увеличиваются при уменьшении их численности. В пристеночных узлах содержание соединительной ткани повышается, а во внутренностных - снижается. И в тех и в других узлах происходит жировая инфильтрация тканей. Стенки лимфатических сосудов у людей пожилого возраста утолщаются, просвет их уменьшается, а некоторые сосуды запустевают.