Что случается с телом человека в гробу. Что происходит с человеком в гробу

Этапы разложения трупа Первая минута после Смерть наступает когда мозг перестает получать кислород. Это ведет к тому что и другие жизненно важные органы перестают выполнять свои функции. Тело бледнее и коченеет практически сразу из-за недостатка кровообращения. Глаза приобретают стеклянный блеск а температура тела начинает постепенно падать из-за падения уровня кислорода. От 1 до 9 минут Кровь сворачивается и придает коже красно-синий оттенок. Мышцы расслабляются, в результате чего может произойти опорожнение желудка и мочевого пузыря. Клетки мозга отмирают. Зрачки мутнеют - это результат разрушения калия в эритроцитах. Многие медики считают что по состоянию глаз можно точнее определить время смерти, чем по трупному окоченению. Этот процесс может занимать до 3 часов. В его конце отмирает ствол мозга. От 1 до 8 часов Мышцы становятся жесткими, а волосы растут. Трупное окоченение происходит за счет молочной кислоты в мышцах. Одеревеневшие, они давят на волосяные фолликулы и кажется что волосы продолжают расти и после смерти. С 4 до 6 часов после кончины трупное окоченение распространяется по всему телу. Свернувшаяся кровь придает коже черный оттенок. Процессы подобные разрушения печени алкоголем продолжаются. Наступает следующая стадия охлаждения тела. В этом случае температура падает намного быстрее. От 1 до 5 дней Окоченение прошло. Тело снова мягкое и пластичное. Работники ритуальных услуг используют это время для того чтобы подготовит усопшего к похоронам. Одеть, обуть, накрасить и сложить руки на груди. Но хоронить нужно как можно скорее. Ведь очень скоро (от 24 до 72 часов) микробы начинают разъедать поджелудочную железу и желудок. Этот процесс ведет к разжижению внутренних органов. Через 3-5 дней в процессе разложения тело покрывается большими волдырями. Если до этого времени не предпринять никаких мер (бальзамирование, холодильник), на похоронах усопший будет выглядеть весьма непрезентабельно. Вполне возможно что из его рта и носа будет сочиться кровавая пена. От 8 до 10 дней Бактерии, обитающие в кишечнике, питаются мертвой тканью и выделяют газы. Тело набухает и испускает зловонный запах. Из-за отеков ткани в области шеи и лица, язык высовывается изо рта. Черты лица искажаются и затрудняют опознание, если таковое необходимо. Образовавшиеся газы выталкивают наружу все оставшиеся фекалии и жидкости. Тело меняет свой цвет с красного на зеленый, так как красные кровяные клетки начинают разлагаться. 2 недели Волосы и ногти отделяются от тела практически без усилий. Состояние кожи делает сложным перемещение тела. Она может соскользнуть с разлагающихся мышц подобно перчатке и лежать где-то рядом. Идентифицировать тело возможно только по зубам. Но даже если они и выпали, то скорее всего, далеко от тела не улетели. 1 месяц В зависимости от условий окружающей среды, кожа либо разлагается либо высыхает. И тут на сцену выходит мясная муха. Часто время смерти определяют именно по жизнедеятельности этого насекомого. После того как муха завершит работу над внутренними органами, в определенных условиях тело может превратиться в мумию. Несколько месяцев В этот период тело превращается в так называемый жировоск. Этот процесс называется омылением и происходит путем анаэробного бактериального гидролиза. Есть свидетельства что в 17 веке из таких вот останков изготавливали свечи для религиозных бдений. В любом случае, если тело найдено в этом состоянии, то вполне возможно что у него сохранились черты лица и личность может быть установлена. Год Если тело все это время находилось на лоне природы, то его костями скорее всего уже полакомились хищники. Грифы, еноты, волки и прочие любители падали вряд ли оставили что-то что могло бы пролить свет, как на личность умершего, так и на обстоятельства его смерти. Но если сохранились зубы - опознание вполне возможно. Так что очень важно своевременно ходить к стоматологу и завести специальную зубную карту, дабы облегчить труд нашим доблестным криминалистам. Так, на всякий случай. В жизни всякое случается

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

В любой профессии существует основная этика первостепенной важности. Медицина, например, основополагает свою профессиональную практику на клятве Гиппократа, которая формулирует этику лечения. Закон базирует свою практику на юридической этике. Высшая этика для профессии похоронного обслуживания, как известно, основывается на уважении к умершему. Этический вопрос «Что нужно делать с умершим?» можно понять неоднозначно. Некоторые люди полагают, что умерший должен быть погребен в землю. Другие выступают за кремацию. Третьи считают, что тела умерших следует передавать в медицинские образовательные учреждения. Четвертые поддерживают идею заморозки мертвых, а пятые выступают за утопление. Шестые - за отправку в космос...

ЭТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЕРТВОМУ ТЕЛУ
Так или иначе, но главный итог в истории человечества в том, что во все века люди старались избавиться от мертвого тела как можно скорее. Во-первых, людьми двигало чувство собственной безопасности - еще в древности стало ясно, что мертвое тело может быть опасным для живых. Во-вторых, люди не могли себе позволить, не хотели наблюдать за стремительным тленом, который разрушал мертвое тело любимого и дорогого человека. Превращение близкого в бесформенную гнилую биомассу - высочайшее испытание для любого. Хотя история знает немало примеров, когда любящий муж, жена или мать не хотели расставаться с дорогим усопшим, оттягивали погребение на месяц и более. Но зловоние, неприглядный вид, здравый смысл побуждали совершить прискорбный акт похорон.
В западной культуре наблюдается позиция отрицания и пренебрежения по отношению к умиранию и смерти. В частности, современная культура чрезвычайно высоко ценит новые, глянцевые и полезные вещи, в то же время обесценивая вещи старые, изношенные и непригодные. И потому, ценность человеческого трупа зачастую низка, т. к. труп символизирует собой смерть, вызывающую отвращение у нашей материалистически поверхностной культуры, которая пытается избежать всякого видения и знания её. Кроме того, тело умершего человека представляет собой психологический и этический парадокс для людей, поскольку живое всегда притягательно, а вид мёртвого тела отталкивает. Мёртвые символизируют собой разрушение и отчаяние, а поскольку живые люди не хотят иметь дело с разрушением и отчаянием, то мы придумали тщательно выработанную систему защитных мер, чтобы помочь нам справится с этой ситуацией.
Тем не менее, уважительное отношение к умершему глубоко укоренилось в человеческой природе, и неважно, в какой степени мы проявляем наше пренебрежение, апатию или даже отвращение. Мы призываем к этическому или уважительному отношению к умершим. Такое отношение было даже у наших далёких предков - неандертальцев.
Антропологические исследования доказывают, что захоронение человеческих тел - более древняя, чем все религиозные обряды, практика, которую применяли около 60 тысяч лет до нашей эры. В Шандиарской пещере в Ираке, исследователи обнаружили трупы, украшенные лосиными рогами и лопатками. Найдена пыльца цветов, которая, вероятно, использовалась в качестве приношения умершему и скрывала неприятный запах во время похоронного ритуала. У неандертальцев обнаружены первичные поведенческие характеристики присущего нам естественного и инстинктивного побуждения обращаться с умершими с великим почтением. Эта генетически и инстинктивно обусловленная традиция, сохраняется и поныне, облагороженная нашей современной культурой и интеллектом.
Из обзора истории человечества становится понятно, что пренебрежительное отношение к умершим отчётливо представляет собой основополагающую причину снижения государственного и общественного порядка. История показывает нам, что окончательное исчезновение многих цивилизаций было предвозвещено умножением безразличия к заботе о своих умерших. Древний Рим, Древняя Греция и фашистская Германия представляют собой образцы подобных цивилизаций. Исследуя падение этих могущественных империй, обнаруживается, что отсутствие должного внимания к умершим было распостраненным. Исторические хроники говорят о том, что соблюдение обрядов, ритуалов и траурных церемоний по умершим служит в качестве замечательного примера совершенства некоторых былых культур.
Об этических, моральных и социологических последствиях пренебрежения об уходе за умершими лаконично высказался выдающийся британский премьер-министр Уильям Э. Глэдстон (1809-1898):
«Покажите мне образ действий, с каким нация заботится о своих умерших, и я с математической точностью измерю степень милосердия этого народа, его отношение к законам государства и его преданность высшим идеалам».
Эта красноречивая цитата содержит глубокую нравственную истину, и в качестве цитаты специалисты похоронного обслуживания нередко её приводят. Но неважно сколько раз упоминались эти слова, их воздействие на нашу профессию, на общество и человечество в целом никогда не иссякнет.
Распространенный вид погребения на островах колониальной Англии. Посланник мира мертвых одет в саван полумонаха - облачение полуфараона. Молодой мужчина в страхе забрался на дерево, уступая дорогу агенту смерти

ИНФЕКЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ
Гниение тела начинается сразу после смерти. Тело превращается в хозяина множества организмов. Ткани и жидкости внутри тела меняют цвет и текстуру, и с течением времени отделяются от костей. Хотя гниение - это процесс естественный, разложение порождает запахи, вызывающие всеобщее отвращение и страх заражения. Тело должно вернуться в землю или сгореть в огне. Сегодня более половины человечества предпочитают именно огненный способ избавления от мертвого тела. В некоторых культурах смерть не считается окончательной, пока тело полностью не исчезнет. Время распада зависит от внутренних факторов, таких как вес, процедуры бальзамирования, и внешних условий, таких как воздействие влаги и кислорода. В некоторых случаях трупы высыхают или претерпевают химические изменения, которые становятся причиной частичного, временного или полного сохранения. Однако, в большинстве случаев, только намеренное мумифицирование спасет человеческие останки от превращения их в пыль.
Страх заразиться от мертвых в наши дни такой же сильный, каким он был в древней Греции. Считается, что миазмы, испускаемые разлагающимся трупом, загрязняют землю и воздух. Древние римляне и кладбищенские реформаторы девятнадцатого века выступали за то, чтобы мертвых хоронили за пределами города, чтобы защитить людей от опасных испарений, поднимающихся из могил.
Посадка деревьев на кладбище должна была уменьшить количество ядовитых паров в воздухе. Несмотря на это, могильщики часто заболевали и умирали в результате контакта с мертвыми. Хьюджес Маре описывает следующее происшествие в 1773 году: «Пятнадцатого января этого года могильщик, который копал могилу на кладбище Монморенси, задел своей лопатой труп, похороненный год назад. Из могилы поднялись зловонные пары, вдохнув которые, он содрогнулся... Когда он оперся на лопату, чтобы засыпать только что выкопанную им яму, он упал замертво».
В другой раз в 1773 году в нефе церкви Сент-Сатурнин в Сали копали могилу. Во время земляных работ вскрыли ранее существовавшую могилу, из которой вырвалась такая мерзкая вонь, что все, кто находился в это время в церкви, были вынуждены ее покинуть. Сто четырнадцать из 120 детей, готовившихся к первому причастию, серьезно заболели, 18 присутствующих, включая священника и викария, умерли. Могильщик Томас Оукс умер, когда копал могилу в церкви Олдгейт в 1838 году, Эдвард Луддетт умер мгновенно, когда попытался достать Оукса из ямы.
По мере того, как люди научились лучше понимать болезнь, смерти стали объяснять холерой или чумой, которые передаются от мертвых. Те, кто работали с трупами, вскоре научились принимать меры предосторожности и бальзамирование, в качестве санитарной меры, стало набирать все большую популярность. Когда Том Дадли, капитан Мигнонетте, умер от чумы в Сиднее, Австралия, в начале 20 века, его тело завернули в простыни, пропитанные дезинфицирующим средством, и положили в гроб. Гроб наполнили серной кислотой и перхлоридом ртути, спустили вниз по реке и закопали в очень глубокую могилу.
Таких смертельных примеров - тысячи, они встречаются во всех странах, описаны на всех континентах. А специалисты по бальзамированию до сих пор защищают себя и публику от заразных трупов, однако испарения мертвых продолжают преследовать живых.
Вид погребения у аборигенов Австралии - типичный азиатский способ оставления трупа на съедение птицам - грифам в башнях Молчания (Индия) и на деревьях (Австралия)

ФАЗЫ РАЗЛОЖЕНИЯ
Запахи, испускаемые мертвым телом, весьма неприятны, их ни с чем сравнить нельзя и невозможно стереть из памяти: Это запах, от которого люди отшатываются инстинктивно, как от пощечины. Запах человеческих останков люди считают более отталкивающим, чем любое другое испытание органов чувств. Люди, которые встретились с ним в первый раз, говорят что их нос перестал чувствовать запах только через несколько недель и даже годы спустя одно лишь воспоминание об этом запахе вызывает его ощущение в полную силу. Патолог Ф. Гонзалес-Крусси замечает: «Вымойте разлагающийся труп в сладко пахнущих духах, но он все равно будет вонять гнилой мертвечиной даже на ложе, усыпанном розами». Некоторые пытаются забить запах сигарами, кофе или ментоловой мазью, которую наносят себе под нос.
Те, кто работает в скорой помощи, как и патологи, хорошо знакомы с запахами смерти и относят покойников к трем категориям: свежие, зрелые и перезрелые. Всем студентам-медикам по занятиям в анатомическом театре известно, что от запаха смерти очень трудно избавиться, но вне контекста его иногда трудно распознать. 21-летняя женщина, квартира которой была этажом выше квартиры серийного убийцы Джеффри Дамера, сказала репортерам, что часто жаловалась управляющему на запах: «Он пропитывал мою одежду, и я не могла от него избавиться, даже после ванны. Разве мы могли предполагать, что это были мертвые люди
Естественное разложение тела сопровождается образованием большого количества сероводорода, двуокиси серы, метана и аммиака, которые создают внутри тела и внутри гроба огромное давление. Газ, образующийся внутри тела, постепенно вызывает всплывание утонувшего тела, даже если к нему привязан груз. Когда плоть достаточно разложилась и газ имеет место для выхода, плавающее по поверхности тело может снова затонуть и со временем превратиться в скелет. Внутри мертвого тела происходят многочисленные химические изменения, одно их которых - гидролиз и гидрогенизация жиров, процесс, в результате которого мускулы, внутренности и жировые ткани заменяются легкой, мыльной, восковой субстанцией, получившей название жировоск. Запах этой субстанции обладает особой силой.
Погребальная чулпа (chulpa) имела форму треугольной пирамиды. Собирали пирамиду из не обоженных кирпичей. Иногда чулпу строили в виде обелиска. Распространена была среди народов Южной Америки, в Мексике и особенно у американских индейцев. Предварительно забальзамированные особым южно-американским способом тела укутывались в собственную одежду, поверх которой одевалось погребальное облачение с колпаком и отверстием для лица и ног. Покойников хоронили сидя по семейному кругу, «смотрящих» друг на друга. Именно такие семейные склепы обнаружили первые испанские завоеватели Южной Америки

ФИЗИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТЕЛА
Несколько факторов влияют на гниение тел, которое можно разделить на четыре стадии по состоянию трупа: свежий, раздувшийся, разлагающийся и сухой. Из практики известно, что одна неделя на воздухе равняется двум неделям в воде и восьми неделям в земле. Самый быстрый способ разложения останков - кремация, которая сокращает распад тканей до одного часа.
Если тело подвергает воздействию тепла или в момент смерти человек имел повышенную температуру, разложение будет протекать быстрее. Высокие температуры ускоряют автолиз - разрушение тканей природными энзимами тела. Тело, оставленное на волю стихий зимой, быстрей разлагается изнутри, и существует большая вероятность появления на коже пятен, плесени и обесцвечивания, потому что кожа отделяется от тела не так быстро. Одежда или саван ускоряют процесс гниения. Худые люди и те, кто умирает внезапно в полном здравии, разлагаются медленней по сравнению с другими. Глубокое захоронение также тормозит разложение. Телам, похороненным на глубине полутора метров, на превращение в скелет требуются многие годы. Забальзамированные тела могут разлагаться более медленно в течение первых шести месяцев, что зависит от количества жировых тканей. Бальзамирование может замедлить деятельность личинок и распад тела на части.
Две могилы Мистера Беч и капитана Инна в английской колонии в Малайзии. Пытаясь подражать погребальной традиции Англии, аборигены сплели надгробные корзины, символизирующие вселенную, и выложили надгробие из бамбука

СОПУТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Как и бальзамирование, негашеная известь (которая, по мнению многих, уменьшает тело еще быстрее) - это консервант. Известь реагирует с жиром тела с образованием твердого мыла, устойчивого к воздействиям насекомых и бактерий и замедляющего гниение. Различные части тела могут разлагаться с разной скоростью. В почве с высокой природной кислотностью кости сохраняются плохо, зато могут сохраниться некоторые органические останки. В основных почвах органические остатки разлагаются быстро, зато сохраняются кости. Части тела, более устойчивые к разложению, по сравнению с другими частями, включают кости, зубы, хрящи, волосы и ногти. Женская матка, очень твердый и компактный мышечный орган, считается самым устойчивым к разложению органом человеческого тела.
В жарком сухом климате тело может мумифицироваться в одних местах и разлагаться в других, особенно там, где его части прижаты одна к другой или расположены в тесном месте, откуда жидкость не может легко испариться.
Распаду тела часто помогают насекомые, если у них есть к нему доступ. Фольклор изобилует описаниями червей, пожирающих наши земные останки, как, например, в следующих двух версиях популярной английской песенки:
1. Когда по улице навстречу гроб везут
Не думаешь ли ты, и мне придет капут?
Наденут деревянную рубашку,
Опустят в яму и засыплют под завязку.
И в черепе бесчисленные черви будут жить
И станут шастать взад-вперед -
Фьюить-Фьюить-Фьюить.
2. Когда по улице покойника везут
Ты думаешь, увы, и мне придет капут
Укроют саваном и глубоко зароют
И стану я червям едою и норою.
Съедят и выплюнут мое они нутро
И станут шастать взад-вперед - хохо-хохо-хохо.

Физическая судьба тела после смерти является вполне серьезным основанием для прижизненной скромности, поскольку мухи не слишком разборчивы в отношении тел, в которые откладывают яйца. На открытом воздухе тысячи яиц откладываются ими в нос, рот, уши и в любые поврежденные области. В жарком климате личинки могут "раздеть" труп до костей примерно за 10 дней - две недели. Даже в холодном климате личинки могут выжить в тепле, образующемся при разложении трупа.
Уильям "Тендер" Русс, могильщик, которому исполнилось 61 год, пожаловался человеку, бравшему у него интервью на то, что современная погребальная служба опускает стих из Библии из Книги Иова, в котором говорится о червях, вкушающих человеческое тело. "Они говорят, такие вещи звучат отвратительно. Они, в самом деле, отвратительны. Но это нужно людям, когда они смотрят вниз, на могильную землю".
Черви служат напоминанием о смертности нашего рода, и одновременно помогают и мешают судебным антропологам, изучающим их, чтобы определить время смерти, а затем вынужденным искать вокруг ее причину. Серийному убийце Деннису Нильсону мухи служили напоминанием о жертвах, которых он разместил под половицами. Дважды в день он обрызгивал свою квартиру, чтобы убить мух, которые вылетали из разлагающейся плоти мертвых. Хотя чаще всего с мертвыми связывают личинок мясной мухи, Уолл Стрит Джорнал пишет, что чаще всего в мавзолеях и склепах встречается горбатая муха (горбатка). Такие мухи откладывают яйца на тело перед захоронением или внутри гроба. Если взрослым особям не удается протиснуться в гроб через герметично заткнутую щель, они откладывают яйца вдоль трещин, чтобы потомство могло проникнуть внутрь через нее после того, как вылупится из яиц. Имеются данные о том, что одна пара горбатых мух в могиле может произвести 55 миллионов взрослых мух в течение всего двух месяцев.
Тела, оставленные не захороненными, могут стать добычей еще большего числа видов насекомых, включая несколько видов мух и жуков.
Музей Мумий в Гуанахуато, в коллекции которого насчитывается более ста мумифицированных тел, наглядно свидетельствует о необычном отношении местных жителей к смерти. Мумии, выставленные в стеклянных витринах музея, сохранились довольно хорошо. В отличие от египетских, мексиканские мумии явились результатом сильного обезвоживания тел, а не намеренного бальзамирования. Это происходит в связи с тем, что почва в Мексике богата минеральными веществами, а атмосфера очень сухая.
Фото: poetry.rotten.com. Все права защищены.

РЕЦИРКУЛЯЦИЯ ТРУПОВ
Несмотря на свою крайнюю непривлекательность, съедание насекомыми - это всего лишь один из способов рециркуляции трупов. Труп в качестве удобрения - тема, которой посвящено множество стихов и которая реализовалась на практике в сборе человеческих останков. В Англии в 1830-х и 1840-х годах тонны человеческих костей перемалывались на мельницах и использовались как удобрение. В Китае кости для такой цели собирали в некрополях. Экономисты девятнадцатого века видели больше пользы в кремации, а не в захоронении, зная, что пепел является отличным удобрением.
Другие требовали, чтобы кладбища были превращены в растениеводческие фермы. "Чудесные цветы, которые здесь цветут, / удобрены Герти Гриер" - так звучит самая обычная эпитафия. Многие люди просили, чтобы их похоронили в их собственных садах, однако идея о том, что тело должно превратиться в часть съедаемых нами овощей, была обвинена в каннибализме, хотя позже обвинение сняли: "После смерти, претерпевая различные превращения во время разложения, человеческое тело превращается в другие органические вещества. Эти вещества могут поглощаться растениями, и люди могут есть эти растения или их плоды. Таким образом, атомные элементы, составляющие умершего человека, могут со временем оказаться в других людях". Реальность явления "Из земли в землю" не такая заманчивая, как это стараются представить поэты. "Из пыли в пыль, они говорят. Мне смешно. Из грязи в грязь, больше похоже на правду", - сказал Уильям Русс по прозвищу «Нежный».
В то время как Омар Хайям пишет о траве, растущей из незнакомых, но чудесных губ, поэты используют образ разрушающихся женских форм, чтобы посетовать о человеческом тщеславии. "Эй, леди - накладная грудь, сумела обмануть мужчин - червей не обмануть!" - пишет Сирил Турнюр в «Оболочке смерти». Даже самые красивые и самые богатые мужчины должны распухнуть и сгнить в могиле. Распад плоти стирает все признаки индивидуальности, кроме разницы в размере костей и строении.
Английские пуритане семнадцатого века проповедовали, что тело без души будет кошмаром для тех, кто его узрит. В эпитафиях начала восемнадцатого века разложившееся тело сравнивается с воскресшими мертвыми и существованием в человеческой памяти. Трупы убирают подальше, потому что они неприятны органам чувств, а также потому, что они становятся бесполезными. Автор книги Мумии Георгес МакХаг пишет, что тела, которые не разлагаются естественным образом, было бы хлопотно иметь в ближайшем окружении, все равно, что старые консервные банки. Пластический хирург Роберт М. Голдвин, напротив, скорбит по поводу того, что "Мои человеческие полотна должны иссушиться до полного исчезновения вместе со мной". Это - тоже тщеславие, но, несмотря на все сетования, плоть растворится.
Самомумификация трупа под действием солнечных лучей

ПОВЕРИЯ И СУЕВЕРИЯ
Для некоторых людей смерть означает полный распад тела. В таких случаях траур по усопшему, по-видимому, продолжается параллельно разложению трупа, до его полного распада. В Древней Греции считали, что скорость разложения прямо пропорциональна социальному положению усопшего.
Греческая православная церковь заявила, что не разлагаются только тела отлученных от церкви. Поэтому, среди греческих проклятий есть такие как "Чтоб земля тебя не взяла" и "Чтоб ты не сгнил". Римские католики верят в то, что не гниют только трупы святых.
С точки зрения науки мумификация может произойти естественным образом при подходящих условиях, но основное правило - разложение. И в гробу, и в одном саване, тела всегда становятся пищей червям. Многие люди распоряжаются о кремации своих тел, чтобы избежать обычного хода вещей, а другие попросту стараются об этом не думать, и все равно, гниение тела после смерти, как страстно утверждают поэты, это вызов нашему земному тщеславию.
“Мертвая бабочка на живом цветке”. Даже бабочка выбирает себе место для вечного упокоения.
Фото

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, смерть не является популярным, широко обсуждаемым вопросом, темой, на которую люди привыкли каждодневно размышлять. У самого предмета смерти начальная неопределенность. Что же касается человеческих останков, то общественный статус этого явления относится во всех цивилизованных странах к постыдным табу общества. В 1975 году известный последователь психологии смерти Элизабет Кублер-Росс писала, что смерть это «страшный и ужасный вопрос», обсуждение которого люди избегают всеми возможными способами.
Но последнее десятилетие выявило большую раскрепощенность смерти. Череп стал модным атрибутом в одежде, появилось планетарное молодежное движение «Эмо», навеянное символикой смерти. Смерть стала новой радикальной и модной темой средств массовой информации, пищей для бесконечных телепрограмм и газетных статей.
Вместе с тем, если тяжелая утрата, эвтаназия, хосписы, убийства, самоубийства прочно заняли ниши самых обсуждаемых информационных блогов, то человеческие останки, представляющие собой суть, материальное содержание благодарной памяти потомков, по-прежнему вынесены за пределы общественных интересов и ничего, кроме брезгливости, неприязни, ощущения грязи, чего-то омерзительного у большинства людей не вызывают.
Хочу надеяться, что интеллектуалы, высокодуховные, нравственные люди все же громко заявят о том, что отрицание смерти - далеко не безобидное явление. Ведь это все-равно что отрицать сам факт существования вселенной. Англичанин Джон МакМэпперсон сказал: «Отношение людей к останкам своих сородичей имеет решающее значение для понимания собственного предназначения на земле, для осознания того, что каждый из нас должен умереть. И действительно, человеческое предназначение - это нечто большее, чем приход смерти и продление жизни. Ведь тот, кто пришел на свет и начал жить, тот начал умирать.
Как хочется процитировать здесь простое правило этики: «Уступи место другим так же как другие сделали для тебя». Я за очеловеченную смерть. Но, видимо, вульгарное восприятие смерти будет жить вечно. Такие же шансы у тех, кто смерть благотворит. Хочется, чтобы последних было больше. Пока одни цинично рассуждают о том, что черви, которые поедают трупы любимого человека, будут сыты, другие пусть находят утешение в обретении вечной жизни.

СЛОВАРЬ ТАНАТОПРАКТИКА
АБСОРБЦИЯ - поглощение газа или растворенного вещества жидкостью или твердым телом.
АУТОЛИЗ (саморазрушение) - самопереваривание - распад клеток и тканей организма под влиянием содержащихся в них гидролитических ферментов. Аутолиз посмертный - происходит без участия микроорганизмов и обусловлен активизацией гидролитических ферментов в условиях сдвига реакции среды в кислую сторону; относится к ранним трупным явлениям.
АЭРОБЫ - микроорганизмы, которые могут жить и развиваться только при наличии свободного кислорода. Некоторые из них активно участвуют в процессе гниения трупа (более полное разложение молекул белка и меньшее образование зловонных веществ).
БЕЛОГЛАЗОВА ПРИЗНАК (феномен "кошачьего глаза") - один из признаков, указывающий на наступившую смерть. При сдавлении с боков глазного яблока зрачок приобретает вид узкой вертикальной щели, а при давлении сверху вниз - горизонтально удлиненной. Этот признак наблюдается уже через 10-15 минут после наступления смерти.
ГЕМАТОМА (кровяная опухоль) - ограниченное скопление крови в тканях с образованием в них полости, содержащей жидкую кровь.
ГЕМОЛИЗ (эритроцитолиз) - разрушение эритроцитов с выходом гемоглобина в плазму.
ГЕМОПЕРИКАРД - скопление крови в полости сердечной сумки (перикарде).
ГЕМОПНЕВМОПЕРИКАРД - скопление крови и воздуха в полости сердечной сумки.
ГИПЕРЕМИЯ - увеличение кровенаполнения какого-либо участка периферической сосудистой системы (например, на коже в виде покраснения).
ГИПЕРКАПНИЯ - повышенное содержание углекислого газа в крови или других тканях.
ГИПЕРТРОФИЯ - увеличение органа или его части вследствие возрастания объема или числа клеток.
ГИПОСТАЗ - застой крови в нижележащих частях тела и отдельных органов. Различают гипостаз прижизненный, агональный и посмертный. В судебной медицине - первая стадия образования трупных пятен, обусловленная стеканием крови вниз, в силу тяжести, с переполнением сосудов, особенно капилляров. На этой стадии трупное пятно при надавливании бледнеет вследствие вытеснения крови из сосудов, затем вновь окрашивается. Трупные пятна появляются через 1,5-2 часа после наступления смерти, стадия гипостаза продолжается 8-15 часов.
ГНИЕНИЕ - процесс расщепления органических, азотсодержащих, главным образом белковых, веществ в результате жизнедеятельности микроорганизмов. В судебной медицине гниение трупа относится к поздним трупным явлениям, разрушающим мертвое тело. Оптимальные условия для гниения трупа создаются при температуре окружающей среды 30-40°С и влажности 60-70%; мягкие ткани трупа могут разрушиться за 1-1,5 месяца.
ГНИЛОСТНЫЕ ГАЗЫ - вещества, образующиеся при гниении органов и тканей, содержащие метан, аммиак, сероводород, азот, углекислый газ, этил- и метилмеркаптан.
ДАВНОСТЬ ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПА - период времени, прошедший с момента захоронения трупа до момента его исследования.
ДАВНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ - период времени, прошедший с момента остановки сердца до момента осмотра трупа на месте его обнаружения или до момента исследования. Давность наступления смерти определяется по степени выраженности трупных изменений, с помощью суправитальных реакций, морфологических, гистохимических, биохимических, биофизических методов исследования органов и тканей трупа.
ДЕФОРМАЦИЯ - изменение размеров и формы тела под воздействием внешней силы (без изменения массы); упругая - если она исчезает после прекращения воздействия, пластичная - если она полностью не исчезает. При деформации в теле возникает особое состояние, называемое напряжением. Наибольшее напряжение, при котором деформация сохраняет упругий характер, называется пределом упругости. Напряжение, при котором тело разрушается, называется пределом прочности. Наиболее простые виды деформации тела: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб или кручение. В большинстве случаев деформация представляет собой совокупность нескольких видов деформаций одновременно. Вместе с тем любую деформацию можно свести к двум наиболее простым - растяжению (или сжатию) и сдвигу. Деформацию исследуют с помощью тензометрии, а также тензо-датчиками сопротивления, рентгеновским структурным анализом и другими методами.
ДУБЛЕНИЕ ТОРФЯНОЕ - вид естественной консервации трупа, возникающей при нахождении тела трупа длительное время в торфяной почве, где под воздействием гумусных (гуминовых) кислот происходит уплотнение мягких тканей и органов, окрашивание их в буро-коричневый цвет. Кожа трупа становится плотной, ломкой, приобретает темно-коричневую окраску. Минеральные соли в костях растворяются, вследствие чего последние становятся мягкими, напоминают хрящи, легко режутся ножом.
ЖИРОВОСК (трупный воск) - вид естественной консервации трупа; вещество, в которое превращаются ткани трупа в условиях повышенной влажности при отсутствии или недостаточном содержании воздуха, представляющее собой соединения жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) с солями щелочных и щелочноземельных металлов (мыла).
ЗАБРЮШИННАЯ ГЕМАТОМА - кровоизлияние с образованием скопления крови в клетчатке забрюшинного пространства (в заднем отделе брюшной полости).
ЗОНА ПЕРВИЧНОГО НЕКРОЗА - центральная (близкая к раневому каналу) часть зоны контузии тканей, погибающих в момент ранения при непосредственном контакте с ранящим снарядом или сопутствующими компонентами выстрела.
ИМБИБИЦИЯ (впитывание, пропитывание) - третья стадия образования трупных пятен, развивающаяся на вторые сутки. В этой стадии трупные пятна не бледнеют при надавливании и не перемещаются. При разрезе ткани трупные пятна равномерно окрашены в светло-фиолетовый и лиловый цвета, из сосудов капли крови не выделяются.
КОНСЕРВИРОВАНИЕ (сохранение) ТРУПА - естественные (мумификация, торфяное дубление, жировоск, замерзание) или искусственные факторы (химические - формалин, спирт), препятствующие гнилостному распаду органов и тканей трупа.
КРОВОИЗЛИЯНИЕ (геморрагия, экстравазат) - накопление крови, излившейся из сосудов, в тканях и полостях организма.
КРОВОПОДТЕК - кровоизлияние и просвечивание скопившейся крови в коже, слизистой оболочке и подлежащих тканях вследствие разрыва кровеносных сосудов от воздействия тупого предмета. В зависимости от срока образования кровоподтек имеет различную окраску, что дает возможность судить о давности его образования. Форма его указывает на особенности поверхности травмирующего предмета.
МАЦЕРАЦИЯ (размягчение, вымачивание) - набухание, размягчение и разрыхление тканей в результате длительного воздействия на них жидкостей, мацерация кожи трупа образуется под действием жидкости, чаще воды. Вначале разрыхляется роговой слой эпидермиса в виде набухания и сморщивания кожи и ее жемчужно-белого окрашивания. При длительном воздействии воды мацерированные слои отторгаются от дермы с ногтями в виде "перчаток смерти".
МУМИФИКАЦИЯ (делать мумию) - высыхание тканей трупа, создающее возможность его длительного сохранения. М. возникает только при сухости воздуха, достаточной вентиляции и повышенной температуре; образуется на открытом воздухе, в проветриваемом помещении и при захоронении трупов в сухих крупнозернистых и песчаных почвах. Интенсивность М. зависит и от массы тела. Этому процессу более подвержены трупы, имеющие слабо выраженный подкожный жировой слой. При М. труп теряет всю жидкость, масса его составляет 1/10 часть от первоначальной.
ОКОСТЕНЕНИЕ - этап остеогенеза, при котором происходит минерализация (обызвествление) межклеточного вещества. В развитии скелета наблюдаются три стадии: соединительно-тканная, хрящевая и костная. Эти стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, большинства костей лица и др. Различают следующие виды окостенения: эндесмальное, перихондральное, периостальное, энхондральное.
Эндесмальное - происходит в соединительной ткани первичных костей с появлением островка костного вещества (ядро окостенения) и лучеобразным распространением (например, формирование теменной кости).
Перихондральное - происходит по наружной поверхности хрящевых зачатков кости при участии надхрящницы. Дальнейшее отложение костной ткани идет за счет надкостницы - периостальное окостенение.
Энхондральное - совершается внутри хрящевых зачатков при участии надхрящницы, которая выпускает отростки, содержащие сосуды, внутрь хряща. Костеобразовательная ткань разрушает хрящ и образует островок - ядро окостенения.
Энхондрально окостеневают позвонки, грудина, эпифизы длинных трубчатых костей конечностей; перихондрально - основание черепа, диафизы длинных костей конечностей и др.
ОКОЧЕНЕНИЕ ТРУПНОЕ - абсолютный ранний признак смерти, уставляет собой своеобразное состояние мышечной ткани в виде уплотнения и укорочения мышц, фиксирующее труп в определенной позе. Проявляется шляется в первые 2-4 часа после смерти одновременно во всех группах мышц, однако, как правило, по нисходящему типу: окоченевают прежде всего жевательные мышцы, затем мышцы шеи, туловища и верхних конечностей и в последний очередь - нижних конечностей. Определяется во всех группах мышц через 12-18 часов после смерти, достигая максимума через 20-24 часа, и удерживается несколько суток, после чего разрешается. Оно развивается и в гладкой мускулатуре. Каталептическое окоченение трупное возникает в момент наступления смерти и сохраняет первоначальную позу трупа (например, при разрушении продолговатого мозга). Окоченение трупное позволяет судить о давности смерти, фиксирует посмертную позу умершего, дает возможность решать вопрос о перемещении трупа и изменении его позы.
ОСТАНКИ КОСТНЫЕ - кости трупа, оставшиеся после полного или частичного распада мягких тканей и органов под влиянием естественных процессов (гниения, разрушения насекомыми и их личинками, мелкими грызунами и крупными животными, хищными рыбами, членистоногими, птицами и др.). Могут сохраняться столетиями, являются объектом судебно-медицинского исследования.
При обнаружении О.к. устанавливается принадлежность какому-либо человеку, пропавшему без вести, т.е. устанавливается личность умершего. С этой целью определяют анатомические особенности останков костных, видовую их принадлежность, пол, возраст, расу, рост, особенности строения тела по костям и пр. Пол, возраст, расу определяют по костям черепа, таза, состоянию зубов, другим костям, рост - по длинным трубчатым костям, причем возможно определить рост по фрагментам костей. Конкретная личность устанавливается по частным признакам - аномалиям анатомического строения, особенностям зубов, следам перенесенных травм и заболеваний и пр. Исследованные повреждения на костях могут указать на причину смерти. Существующие методы исследования останков костных позволяют определить давность захоронения трупа.
Судебно-медицинская экспертиза по останкам костным проводится в медико-криминалистическом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы.
ПНЕВМОТОРАКС (воздух в груди) - проникновение воздуха через поврежденную грудную стенку или из поврежденного легкого и скопление ею между легочной и пристеночной плеврой, одно из грозных осложнений и проявлений травмы груди. При этом легкое спадается, межплевральная щель превращается в полость.
Различают П. полный и частичный, одно- и двусторонний; травматический, хирургический, спонтанный и искусственный. Травматический П. бывает открытым, закрытым и клапанным. При закрытом П. воздух, попавший в полость плевры, вскоре рассасывается (300-500 мл воздуха рассасывается в течение 2-3 недель). При открытом и клапанном П. развивается тяжелый симптомокомплекс сердечно-сосудистых и дыхательных расстройств, картина плевропульмонального шока, ведущего в ближайшие часы после ранения к смерти раненого, если ему не оказана медицинская помощь.
ПТОМАИНЫ (мертвое тело, труп) - трупные яды, алкалоидоподобные вещества, образующиеся в процессе гниения белковых веществ. К ним относятся: холин, нейридин, триметиламин, кадаверин, путресцин, сарпин, мидалеин, мидин, мидатоксин. Считают, что различные П. появляются в трупе при его гниении не одновременно, а в определенной последовательности, что требует от эксперта соблюдения осторожности при исследовании трупов.
ПЯТНА ТРУПНЫЕ - абсолютный признак смерти. Представляют собой скопления крови в нижележащих отделах тела, возникающие вследствие силы тяжести, с переполнением мелких сосудов, капилляров и просвечивания крови сквозь кожу, синюшно-серого или синюшно-багрового цвета. Появляются они обычно через 1,5-2 ч после смерти.
В своем развитии П.т. проходят три стадии: гипостаз, стаз и имбибицию что дает возможность определить давность наступления смерти. Кроме того, П.т. указывают на положение тела после смерти, на количество крови в трупе; окраска их дает возможность выдвинуть определенную версию смерти (например, на отравление угарным газом указывает ярко-красная окраска П. Т.); позволяют установить факт перемещения трупа, иногда решить другие важные для следствия вопросы.
РОДЫ ПОСМЕРТНЫЕ - выдавливание плода через родовые пути из матки трупа беременной женщины газами, образовавшимися при гниении.
ТАНАТОЛОГИЯ (учение о смерти) - наука, изучающая процесс умирания, смерть, ее причины и проявления. Судебная Т. - раздел танатологии, входящий в компетенцию судебных врачей, - изучает все виды насильственной смерти и скоропостижную смерть.
ТЛЕНИЕ - процесс разложения белков при доступе воздуха, небольшом количестве влаги и преобладании аэробных бактерий, один из видов гниения. Т. проходит интенсивнее обычного гниения, с более полным окислением и сопровождается относительно небольшим образованием дурно пахнущих газов.
ТРУП (кадавер) - мертвое тело человека (или животного), один из объектов судебно-медицинской экспертизы, вскрытие трупа обычно производят не ранее чем через 12 часов после смерти.
ЦИАНОЗ (темно-синий) - синюшная окраска кожи и слизистых оболочек, обусловленная высоким содержанием в крови восстановленного гемоглобина.
ЭМФИЗЕМА ТРУПНАЯ (вздутие) - растяжение органов и тканей трупа в результате образования и проникновения в рыхлые ткани и подкожную основу газов, образовавшихся в результате гниения. Давление газов в брюшной полости может достигать иногда 2 атм.

Сергей ЯКУШИН, Президент Ассоциации крематориев и производителей кремационной техники, издатель журнала «Похоронный дом»

Как гласит медицинская энциклопедия, смерть - это необратимое прекращение жизнедеятельности организма, закономерная и неизбежная заключительная стадия его индивидуального существования. У теплокровных животных и человека она прежде всего связана с полной остановкой дыхания и кровообращения.

На самом деле смерть может состоять из нескольких стадий и терминальных состояний. А признаки биологической смерти (когда все физиологические процессы в клетках и тканях прекращены) с развитием медицины постоянно уточнялись. Вопрос этот жизненно важен в прямом смысле слова. И дело не в том, что человека могут похоронить заживо (в наше время такое представить уже трудно, а вот раньше происходило регулярно) - от точной констатации смерти зависит, когда можно прекращать реанимационные мероприятия, а также изымать органы для их дальнейшей трансплантации. То есть спасать чьи-то жизни.

Что же происходит с телом, когда все процессы жизнедеятельности прекращаются? Самыми первыми умирают клетки мозга. Они наиболее чувствительны к нехватке кислорода. Тем не менее некоторые нервные клетки способны жить настолько долго, что учёные не вполне уверены, а стоит ли считать такого человека умершим? Ведь он, похоже, продолжает что-то воспринимать и (как знать!), возможно, думать!

Шведские учёные из Каролинского института проводили исследования и пришли к выводу: мозговая активность умершего сильно колеблется. То она находится около нуля, что свидетельствует о наступившей смерти, то вдруг поднимается до значения, соответствующего состоянию бодрствования. А затем вновь падает. Что при этом происходит в мозге покойника, остаётся неясным. Не исключено, что у него возникают какие-то мысли и чувства даже после того, как сердце перестало биться.

Учёные предполагают, что нервные клетки мозга в этот момент испускают последний импульс. Этим же объясняют феномен переживаний в состоянии клинической смерти - ощущение полёта, свет в конце туннеля, встречу с высшим существом и пр. «Маловероятно, что человек находится в сознании во время такой активности мозга, - считает исследователь из Каролинского института Ларс Ульссон. - Единственные, кто приблизился к этому и может хоть что-то об этом рассказать, - это те, кто пережил состояние, близкое к смерти». А по мнению верующих, вспышка мозговой активности соответствует тому моменту, когда душа умершего покидает тело.

Если спросить покойника, о чём он думает, не представляется возможным, то увидеть его движения и услышать звуки вполне реально. Дело в том, что после смерти тело дёргается пару секунд, в нём возникают спазмы. Затем мышцы расслабляются, возвращаясь в первоначальное состояние, и это может восприниматься как шевеление или подёргивание конечностей. Бывали случаи, когда человек испустил дух, а его грудная клетка двигалась, создавая впечатление, будто он ещё дышит. Причина же в том, что после кончины нервная система ещё какое-то время посылает спинному мозгу сигналы «по инерции».

Порой мертвецы издают странные звуки, что, конечно, повергает в ужас родственников и собравшихся проводить его в последний путь. Эти звуки похожи на стон, свист, вздох или сдавленный плач. Никакой мистики тут нет: тело каждого человека наполнено жидкостями и газами. Как только тело начинает разлагаться, образуются дополнительные газы, которым нужен выход. Они находят его через трахею. Отсюда и звуки.

Случается и вовсе «неуместное поведение» со стороны покойников-мужчин, когда присутствующие замечают у них эрекцию. Неловкость и недоумение вполне объяснимы, но объяснимо и само это явление. После остановки сердца кровь может переместиться в область таза и привести к временному набуханию полового органа.

Разгадать - и побороть!

В теле человека обитает огромное количество бактерий - учёные насчитывают около 10 тыс. их видов, а масса этих микроорганизмов может достигать 3 кг. Когда с нашим последним вздохом перестаёт функционировать иммунная система, эти несметные полчища «маленьких друзей» уже ничто не сдерживает. Микрофлора начинает пожирать покойника изнутри. Бактерии свободно перемещаются по всему организму, поглощают кишечник, а затем и окружающие его ткани, вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и лимфатические узлы. Они проникают сначала в печень и селезёнку, а затем в сердце и мозг.

Одновременно с деятельностью микробов идёт образование трупных пятен - они возникают там, где оседает в тканях остановившаяся кровь. Через 12-18 часов пятна достигают своего максимального охвата, а через несколько суток становятся грязно-зелёными. Но оказывается, в это же время некоторые части тела покойного остаются вполне жизнеспособными.

К примеру, несмотря на то что сердце давно остановилось, его клапаны могут ещё сохраняться. Дело в том, что в них есть клетки соединительной ткани, которые живут долго. А значит, сердечные клапаны можно использовать для трансплантации. И это по истечении полутора суток после смерти!

Ещё дольше живёт роговица - наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока. Оказывается, её можно использовать в медицинских целях на протяжении 3 суток после того, как человек умер. Причина в том, что роговица непосредственно контактирует с воздухом и получает из него кислород.

Все эти факты указывают: человеческое тело умирает не в один момент, а постепенно. И смерть как биологическое явление - несмотря на то что нам не очень-то нравится думать о ней и говорить - ещё таит в себе множество загадок. Как знать, может, разгадав их, мы поборем и саму смерть?

Никому не нравятся разговоры о смерти, о тленности бытия и прочее. Кому-то они напоминают лекции по философии, которые мы старались пропускать в институте, а кому-то навевают грусть, заставляют взглянуть на свою жизнь с высоты птичьего полета и понять, что еще столько всего нужно успеть сделать.

Как бы ни было грустно, важно относиться к этому как к части жизни и нелишне приправить все долей юмора, а также интересными фактами.

1. Большое количество неприятных запахов.

После смерти тело полностью расслабляется, в результате чего наружу высвобождаются сдерживаемые ранее газы.

2. Трупное окоченение.


Еще его называют Rigor Mortis. А вызвано оно потерей вещества, именуемого аденозинтрифосфатом. Если вкратце, то именно его отсутствие заставляет мышцы становиться твердыми. Подобная химическая реакция начинается в организме через два-три часа после смерти. Спустя двое суток мышцы расслабляются и возвращаются в первоначальное состояние. Интересно, что в прохладных условиях тело меньше всего подвержено трупному окаменению.

3. Прощайте, морщины!


Как было упомянуто чуть выше, после кончины тело расслабляется, а это говорит о том, что в мышцах исчезает напряжение. Так, могут исчезнуть мелкие морщинки в уголках губ, глаз, на лбу. Также с лица исчезает улыбка.

4. Восковые тела.


Некоторые тела при определенных условиях могут покрываться веществом под названием «жировоск» или «адипоцир», являющимся продуктом распада клеток организма. В результате некоторые участки тела могут стать «восковыми». Кстати, этот жировоск может быть белого, желтого или серого цвета.

5. Движение мышц.


После смерти тело пару секунд дергается, в нем возникают спазмы. Мало того, были случаи, когда после того, как человек испустил дух, его грудная клетка двигалась, создавая впечатление, будто умерший дышит. А причина таких явлений кроется в том, что после кончины еще некоторое время нервная система посылает сигнал спинному мозгу.

6. Атака бактериями.


В теле каждого из нас живет бесчисленное количество бактерий. А по той причине, что после смерти иммунная система перестает функционировать, то им теперь ничто не мешает свободно перемещаться по всему организму. Так, бактерии начинают поглощать кишечник, а затем и окружающие его ткани. Потом они вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и в лимфатические узлы, распространяясь сначала в печень и в селезенку, а затем в сердце и в мозг.

7. Трупные стоны.


Тело каждого человека наполнено жидкостями и газом. Как только все органы атакуют бактерии, о которых мы писали в предыдущем пункте, наступает процесс гниения, а затем улетучивается часть газов. Так, для них одним из путей выхода является трахея. А потому нередко внутри мертвого тела слышится свист, вздох или же стоны. Однозначно, ужасное зрелище.

8. Сексуальное возбуждение.


У большинства умерших мужчин после смерти происходит набухание полового члена, в результате чего возникает эрекция. Это объясняется тем, что после остановки сердца, кровь под воздействием гравитационных сил перемещается в нижерасположенные органы, и пенис является одним из таковых.

9. Деторождение.


В истории были случаи, когда тело умершей беременной женщины выталкивало наружу нежизнеспособный плод. Это все объясняется наличием скопившихся внутри газов, а также полному телесному расслаблению.

10. Невозможно умереть от старости.


Старость – не болезнь. Всем известно, что после смерти человека его близким выдают свидетельство о смерти. И даже, если скончавшемуся было 100 лет, в этом документе не будет указано, что причина его кончины – старость.

11. Последние 10 секунд.


Некоторые специалисты утверждают, что после того, как душа покинула тело, может наблюдаться некая клеточная активность головы и мозга. Все это результат сокращения мышц. В целом, после фиксирования состояния клинической смерти, мозг живет еще 6 минут.

12. Вечные кости.


Со временем все ткани человека полностью сгнивают. В итоге остается голый скелет, который спустя годы может разрушиться, но в любом случае останутся особо крепкие кости.

13. Немного о разложении.


Считается, что организм человека на 50-75% состоит из воды, и каждый килограмм сухой массы тела при разложении выделяет в окружающую среду 32 грамма азота, 10 граммов фосфора, 4 грамма калия и 1 грамм магния. Поначалу это убивает находящуюся снизу и вокруг растительность. Не исключено, что причина того - токсичность азота или же содержащиеся в теле антибиотики, которые выделяют в почву личинки насекомых, поедающие труп.

14. Вздутие живота и не только.


Спустя четыре дня после смерти тело начинает раздуваться. Это объясняется накоплением газов в желудочно-кишечном тракте, а также разрушением внутренних органов. Последнее не происходит только с забальзамированным телом. А сейчас будет уж очень неприятное описание. Итак, вздутие происходит сначала в районе живота, а затем расползается на все тело. Разложение также обесцвечивает кожу, на ней появляются волдыри. А из всех естественных отверстий тела начинает сочиться дурно пахнущая жидкость. Влага и тепло ускоряют этот процесс.

15. Удобряем землю.


По мере своего разложения тело выделяет множество питательных веществ, которые впитываются в почву. Вы не поверите, но их увеличение способно улучшить экосистему, в частности, станет отличным удобрением для рядом растущей растительности.

16. Волосы и ногти.


Наверное, вы не раз слышали, что, якобы, после смерти волосы и ногти продолжают расти. На самом деле это не так. Оказывается, кожа теряет влагу, обнажая волосы. А длина ногтей обычно измеряется от кончиков до места их соприкосновения с кожей. Так, при отступлении кожи они кажутся более длинными, и создается впечатление, будто они растут.


Различают следующие стадии смерти: предагональное состояние (характеризуется расстройством кровообращения и дыхания), терминальная пауза (внезапная остановка дыхания, резкое угнетение деятельности сердца, угасание биоэлектрической активности головного мозга, угасание роговичных и других рефлексов), агония (организм начинает бороться за жизнь, возникают кратковременные задержки дыхания), клиническая смерть (длится 4-10 минут), биологическая смерть (происходит смерть мозга).

18. Синюшность тела.


Она наступает тогда, кровь перестает циркулировать по организму. Размер и цвет таких трупных пятен зависит от того, в каком положении и в каких условиях находится тело. Под действием гравитации кровь оседает в тканях. Таким образом, лежащее тело будет иметь пятна в областях, на которых оно покоилось.

19. Способ погребения.


Кто-то жертвует свое тело науке, кто-то хочет, чтобы его кремировали, мумифицировали или похоронили в гробу. А в Индонезии младенцев заворачивают в ткань и помещают в отверстия, проделанные в стволах живых растущих деревьев, которые затем прикрывают дверцами из волокон пальмы и запечатывают. Но это не все. Каждый год, в августе, проходит ритуал под названием «манене». Тела умерших малышей извлекают, моют и переодевают в новые одежды. После этого мумии «шествуют» по всей деревне, как зомби.… Говорят, что таким образом местное население выражает покойному свою любовь.

20. Слышать после смерти.


Да-да, после кончины из всех органов чувств слух сдается самым последним. А потому нередко оплакивающие усопшего близкие изливают ему душу в надежде, что тот их услышит.

21. Отрезанная голова.


После усекновения голова еще на протяжении 10 секунд находится в сознании. Хотя некоторые медики утверждают: причина того, что отрубленная голова может моргать, заключается в коме, в которую впадает организм. При этом все эти моргания и мимика вызваны недостатком кислорода.

22. Долгоживущие клетки кожи.


В то время как потеря кровообращения может убить мозг за считанные минуты, другим клеткам не нужно постоянное снабжение. Клетки кожи, которые живут на внешней оболочке нашего тела, могут жить в течение нескольких дней. Они контактируют с внешней средой, и через осмос из воздуха будут вытягивать все, что им необходимо.

23. Дефекация.


Ранее было упомянуто, что после кончины тело расслабляется, в мышцах исчезает напряжение. Это же касается прямой кишки, ануса, в результате чего происходит дефекация. Ее запускают газы, переполняющие организм. Теперь вы понимаете, почему умершего принято мыть.

24. Мочеиспускание.


После наступления смерти усопший может также описаться. После такого расслабления запускается процесс трупного окоченения, описанное в пункте №2.

25. 21 грамм.


Именно столько весит человеческая душа. Ее плотность в 177 раз меньше плотности воздуха. Это не выдумка, а научно доказанный факт.