Проблемы со слухом. Симптомы и лечение глухоты

По оценкам экспертов, порядка 500 млн. чел. в мире имеют проблемы со слухом, а это около 10% населения нашей планеты. В одной лишь России более 90 000 глухонемых людей.

Одной из основных причин потери слуха являются возрастные изменения, о чем свидетельствует статистика, согласно которой у 60% пожилых людей в возрасте 60 – 70 лет наблюдается значительное ухудшение слуха.

Громкие звуки и постоянный раздражающий шум также негативно воздействуют на слух. Шум метро, городского транспорта и оживленных улиц сопровождает нас практически ежедневно. Мало того, зачастую мы сами виновны в ухудшении слуха, поскольку громко слушаем музыку (особенно это касается меломанов, не расстающихся с наушниками и плеером).

И, конечно, говоря о нарушениях слуха, нельзя не сказать о таких провоцирующих факторах, как стресс , прием антибиотиков , ушные серные пробки, всевозможные заболевания уха и травмы головы.

Если говорить о детях, то из 1000 новорожденных у 4 младенцев наблюдаются проблемы со слухом, при этом в 50% случаев врожденная тугоухость или глухота обусловлены генетическим фактором.

Среди распространенных причин потери слуха у детей следует отметить отит среднего уха, родовые травмы и осложнения после инфекционных заболеваний , которых можно было избежать посредством вакцинации детей от кори , краснухи , менингита .

Если постановка диагноза вызывает у лор-врача затруднение, либо назначенное лечение не приносит ожидаемых результатов, пациент направляется на консультацию к сурдологу (записаться) , который специализируется на различных нарушениях слуха.

Как восстановить слух?

Если причиной тугоухости стал возраст или нарушение кровоснабжения, то придется прибегнуть к хирургическому вмешательству , установке импланта либо слухового аппарата .

Медикаментозная терапия включает применение следующих препаратов:

  • Витаминов группы В, улучшающих функционирование слухового нерва.
  • Нестероидных противовоспалительных средств и антибиотиков, показанных при гнойном отите, воспалениях среднего уха и иных острых бактериальных заболеваниях.
  • Нейрометаболических стимуляторов, восстанавливающих клетки нервных окончаний непосредственно внутреннего уха.
  • Противоотечных и антигистаминных средств , снимающих отечность и воспалительные процессы, на фоне которых может ухудшаться слух.
  • Ушных капель для восстановления слуха.

НО! Следует помнить о том, что самолечение в данном случае недопустимо, поскольку может привести к ухудшению слуха, поэтому любые медикаменты должны приниматься исключительно по назначению лор-врача.

Как улучшить слух в домашних условиях?

Улучшить остроту слуха и оздоровить организм в целом поможет массаж для ушей, который необходимо проводить ежедневно утром и вечером.

Перед тем, как приступить к массированию ушей, необходимо разогреть ладони, для чего достаточно потереть их друг о друга 2 – 3 минуты.

  • Сядьте на стул, выпрямите спину, большие пальцы расположите сзади ушной раковины, тогда как остальные разместите спереди. Плавными и медленными движениями массируйте уши в течение 5 – 10 минут (до тех пор, пока они не станут горячими).
  • Сделайте 5-минутный перерыв (сидя на стуле, закройте глаза, опустите руки и просто наслаждайтесь тишиной).
  • Большими пальцами закройте уши на 10 секунд, после чего медленно уберите ладони. Повторите упражнение 10 раз.
  • Переходим к массированию мочек ушей, а именно к оттягиванию их сверху вниз. Выполняем упражнение 10 – 15 раз.
  • Далее выполняем оттягивание ушной раковины назад и вперед, а также вращательные движения по и против часовой стрелке.
  • Ладонями плотно накрываем уши на 10 секунд и резко убираем ладони. Повторяем упражнение 15 раз.

При правильно выполненном массаже уши будут "гореть".

Из рациона людей, страдающих нарушением слуха, исключают кофеин и кофеинсодержащие продукты, животные жиры, алкоголь, жареную пищу, газированные напитки.

А вот продуктов с содержанием витаминов группы В (особенно В 6 и В 9) должно быть в рационе максимальное количество, поэтому включайте в меню куриную и говяжью печень , постное мясо, морскую рыбу, свежую зелень, сухофрукты, молочную продукцию, свежие овощи и фрукты (особенно цитрусовые).

И помните о том, что своевременная диагностика и грамотно проведенное лечение помогут восстановить либо улучшить слух, тогда как затягивание с походом к врачу и непринятие проблемы может стать причиной глухоты.


Которые прошли курс. Методика основана на техниках самовосстановления. И все делаю сам и вытаскиваю из болезни себя сам. Я врач и провожу эту методику более 10 лет.

Нет веры, что слух восстановится, это понятно, ведь официальная медицина всегда и всем говорит, что слух не лечится. Нам студентам медицинского института, это постоянно говорили на лекциях и практике. А вы задавали себе вопрос - почему не лечится? Почему одни заболевания можно вылечить или значительно улучшить, слух никогда. Что за заколдованное царство слух.

Я много лет работала по методикам самовосстановления и работала с разными заболеваниями и с теми от кого отказалась официальная медицина. И люди выздоравливали или значительно улучшали свое состояние здоровья, работая над собой. Я сделала методику по восстановлению слуха, основана на методиках самовосстановления. И методика работает, мы получаем хорошие результаты. Вы можете сказать - медицина говорит, что слух не восстанавливается, слуховой нерв атрофирован. В трудах академика Н. П. Бехтеревой пишет, что нервные клетки восстанавливаются, прочитайте. Наша методика существует уже боле 10 лет, но ведь никто не верит, что слух можно восстановить. Наш организм имеет мощную резервную систему, мы живет на минимуме своих возможностях. При помощи методик самовосстановления можно не только восстановить или улучшить слух, можно восстановить работу органов и систем. Люди ведь ничего не делают для восстановления своего здоровья покорно глотают таблетки и ждут поможет - не поможет. А нужно задействовать резервные возможности нашего организма, которые находятся в спящем состоянии.

Мы проводим курс каждый месяц с 4 по 12 число, первый день всегда бесплатный, где мы показываем как мы работаем по методике, выполняем упражнения по восстановлению слуха.

МЫ ОТКРЫТЫ - мы показываем как работаем, кто хочет, тот остается, мы никого не держим.

Вот пример и результаты за курс.

Галина. 60 лет, Нижний Новгород. Диагноз - сенсоневральная тугоухость 1-2 степени, шум в ушах.

Слух начал ухудшаться 7 лет назад и особенно сильно стал снижаться последние два года после ряда стрессовых состояний. Трудно воспринимаю критику по отношению к себе, особенно близких людей и людей, с которыми часто общаюсь. От этого нервничаю, и слух начинает падать еще больше. Появляется страх не услышать, страх переспросить и опять снижается слух. Группу по восстановлению слуха посоветовала знакомая, которая прошла этот курс и я решила приехать в Москву.

Первый день работы - невнятно слышала, и звук рассеивался в пространстве. Присутствовали сомнения. Проверка слуха - правое и левое ухо слышит шепотную речь с расстояния 4 шага, шум в ушах.

В течение девяти дней выполняла рекомендации и домашнее задание, и буду продолжать дальше работать над собой дома по общему оздоровлению организма. Слух улучшился, наблюдаю процессы оживления в ушах (тепло, легкие иголочки) и отношусь к ушам с любовь и благодарностью, ушки слышат - это радость. Комфортно и с радостью разговариваю с незнакомыми людьми, не сжимаюсь, не напрягаюсь. Как раньше - вся сжимаюсь для того, чтоб услышать. Общаюсь с большим кругом знакомых и группой без напряжения, спокойно. Хорошо понимаю людей при разговоре в метро - там ведь шум, но я слышу. Обычно я на фоне шумя я сжималась и слышала еще хуже. Хорошо понимаю речь, когда разговаривают много людей одновременно. Была в театре, на концерте - радость, все слышу.

Произошло чудо, я слышу. Теперь продолжение работы в течение месяца дома. Очень верю, что мой слух теперь всегда будет здоровым! Эмоциональное состояние стабильно позитивное, внутри радость и вера в свои силы. Физическое состояние комфортное, тело легкое и свободное. Очень понравились упражнения по уравновешивания эмоционального состояния. Хороший результат дают упражнения по восстановлению и массаж ушей и активных точек. Гимнастика позволяет делать тело легким и свободным.

Слух - правое и левое ухо слышит шепотную речь с расстояния 15 шагов. Произошло чудо, которое я сделала сама. Для того, чтоб быть здоровым нужно работать над собой и не кушать таблетки и жаловаться на жизнь и здоровье нужно перестать. Благодарю Вас.

Проблема частичной или полной утраты слуха очень распространена. По данным ВОЗ, этим нарушением страдает почти 5% населения. Заболевание серьезно снижает качество жизни, поскольку человек, испытывая значительные трудности в общении, постепенно утрачивает социальные навыки.

Большое количество детей страдает ранней тугоухостью, которая является трудноизлечимой формой нарушения слуха. Ребенку необходимо получить опыт разговорной речи, который заключается в постоянном восприятии и запоминании на слух новых слов и речевых оборотов. Отсутствие такой возможности становится причиной задержки формирования речи и затрудняет социальную адаптацию малыша.

Что такое тугоухость?

За восприятие и преобразование звуков в организме человека отвечает так называемый слуховой анализатор. Он представляет собой совокупность систем и органов, осуществляющих процесс передачи звука. Всего их три: орган слуха (состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха), слуховые нервы и отдел головного мозга, ответственный за распознавание звуков. Формирование звукового ощущения осуществляется через взаимодействие этих структур. Это происходит следующим образом:

  1. За восприятие звуков и их проведение отвечают звукопроводящие структуры наружного и среднего уха (барабанная перепонка и слуховые косточки).
  2. Преобразование звуков в нервные импульсы и передача в головной мозг происходит во внутреннем ухе (улитке, преддверии и полукружных каналах, вместе составляющих лабиринт). В соответствующем отделе мозга осуществляется обработка поступивших нервных импульсов. Эти структуры слухового анализатора называются звукопринимающими.

Стойкое ослабление слуха, при котором страдает восприятие внешних звуков, а значит, и возможность общения, носит название тугоухости. Заболевание может иметь различную степень выраженности - от незначительной, до глубокой. Тяжелая степень тугоухости, характеризующаяся полной потерей способности слышать, называется глухотой.

Классификация видов тугоухости по уровню поражения

Снижение слуха вызывается поражением какой-либо одной или обеих структур слухового анализатора. В зависимости от того, какая из них поражена, выделяют следующие виды тугоухости:

  • нейросенсорная;
  • кондуктивная;
  • смешанная.

Нейросенсорная

Нейросенсорная тугоухость наступает в том случае, если нарушается работа звукопринимающей части слухового анализатора. Звуковые колебания воспринимаются и передаются наружными структурами, но отдел мозга, участвующий в их распознавании, по разным причинам не может это сделать. Это нарушение является следствием таких патологий, как повышенное давление во внутреннем ухе (болезнь Меньера), инфекционные заболевания (корь, менингит), некоторые аутоиммунные заболевания.

Причинами нейросенсорной тугоухости могут быть побочные действия ряда лекарственных препаратов (антибиотики аминогликозидного ряда, мочегонные средства, нестероидные противовоспалительные средства), последствия травм, продолжительное шумовое воздействие. Этот вид тугоухости может носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Кондуктивная

Кондуктивная тугоухость – следствие поражения звукопринимающих и звукопроводящих систем слухового анализатора (наружное и среднее ухо).

Причинами являются препятствия, мешающие звуку попасть во внутренние структуры для дальнейшего преобразования. Их создают серные пробки, воспалительные заболевания (отиты), опухоли среднего уха, травматические повреждения. Кондуктивная тугоухость чаще имеет приобретенный характер.

Смешанная

Этот вид тугоухости появляется в результате нарушения как звукопроводящей, так и звукопринимающей структур слухового анализатора.

Для ее коррекции подходят комплексные средства, в частности, сложные слуховые аппараты.

Классификация видов снижения слуха в зависимости от причин

В зависимости от причин появления патологии, тугоухость подразделяют на следующие виды:

  • врожденная, имеющая наследственные причины;
  • врожденная, имеющая причиной перинатальные нарушения;
  • приобретенная.

Наследственная тугоухость

К наследственной тугоухости ведут мутации, послужившие причиной изменения генетического материала родителей. Это ряд наследственных заболеваний, приводящих к пороку структур слухового анализатора у грудничка.

Данный вид тугоухости представляет собой одну из распространенных форм раннего ослабления слуха у детей. При этом, примерно в 40% случаев первые симптомы снижения слуха появляются только во взрослом возрасте.

Перинатальные нарушения

Это еще одна форма врожденной тугоухости у ребенка. Причины ее наступления кроются в аномалиях внутриутробного развития плода, различных нарушениях течения беременности:

  1. Родовые травмы определенного вида (обвитие пуповиной, повреждение костей черепа в результате наложения акушерских щипцов во время патологических родов).
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной на ранних сроках беременности.
  3. Конфликт между иммунной системой матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных).
  4. Тяжелые хронические патологии беременной женщины (сахарный диабет, тиреотоксикоз).
  5. Отравление будущей матери различными токсическими веществами (курение, промышленные яды, проживание в местности с неблагоприятной экологической обстановкой).

Приобретенная тугоухость

Приобретенная глухота или тугоухость возникает в течение жизни под влиянием внешних факторов. Часто таким образом проявляют себя осложнения перенесенных заболеваний. Причиной приобретенной глухоты могут быть болезни, приводящие к нарушению структуры среднего или внутреннего уха, слухового нерва или слухового участка головного мозга:

  • травмы головы и ушей;
  • воспалительные заболевания ушей и носовых пазух;
  • опухолевые заболевания ЛОР-органов и слухового нерва;
  • травматическое воздействие громких звуков;
  • побочные действия некоторых лекарств.

Приобретенная тугоухость может носить как нейросенсорный, так и кондуктивный характер.

Классификация видов снижения слуха в зависимости от характера течения болезни

Снижение слуха может протекать по-разному. Под влиянием одних факторов болезнь развивается молниеносно, а другие определяют длительный характер ее течения, при котором периоды стабильности будут сменяться периодами нарастания симптомов. В зависимости от этого применяют следующую классификацию тугоухости:

  • внезапная;
  • острая;
  • хроническая.

Внезапная

В большинстве случаев внезапная глухота является осложнением вирусных инфекций (герпеса, кори, свинки). Причинами могут быть нарушения мозгового кровообращения, побочное действие некоторых лекарств, опухолевые заболевания и травмы.

Развитие симптомов носит моментальный характер, тугоухость наступает в течение нескольких минут. Иногда развивается внезапная глухота на одно ухо. Особенность этого вида болезни – частые случаи самопроизвольного восстановления слуха.

Острая

При острой тугоухости нарушение слуха развивается в течение нескольких суток. Болезнь начинается с кратковременной заложенности ушей или незначительного ухудшения слуха, после чего начинает резко прогрессировать.

Чем раньше начато лечение этой формы тугоухости, тем больше шансов, что оно увенчается успехом. На ранней стадии результат дает консервативная терапия. Запущенную форму лечат оперативным путем.

В зависимости от характера нарушений, выделяют четыре типа острой нейросенсорной тугоухости:

  1. Сосудистая - возникает при нарушениях мозгового и ушного кровообращения различной этиологии (причины – атеросклероз, сахарный диабет, остеохондроз верхнего отдела позвоночника).
  2. Вирусная - спровоцирована вирусными инфекциями, вызывающими воспаления структур внутреннего уха и слухового нерва.
  3. Токсическая - возникает как побочный эффект некоторых лекарственных средств, в результате отравлений промышленными ядами, токсическими веществами, содержащимися в атмосфере.
  4. Травматическая - представляет собой последствие травм головы и ушей.

Хроническая

Хроническая тугоухость развивается продолжительное время, в течение нескольких месяцев, иногда - лет. Ухудшение слуха может сопровождаться постоянным шумом в ушах.

На прогрессирующей стадии происходит непрерывное снижение слуха. Стабильная стадия свидетельствует о том, что в течение полугода снижения слуха не наблюдалось.

Симптомы глухоты и тугоухости

Основной симптом ухудшения слуха – утрата способности слышать какую-то часть звукового спектра. На ранней стадии человек утрачивает способность слышать самые тихие и высокие звуки, не превышающие 26-40 дБ. По мере прогрессирования болезни его ухо перестает воспринимать уже более громкие звуки - 41-55 дБ. Больной с высокой степенью тугоухости слышит только самые громкие звуки (71-90 дБ). Пациенту, который не слышит звуки мощностью свыше 90 децибел, ставится диагноз «глухота».

Существуют косвенные признаки глухоты, наличие которых явно указывает на то, что у человека есть проблемы со слухом:

  • слишком громкая и монотонная речь;
  • неправильные ударения;
  • отсутствие реакции на высокие звуки;
  • жалобы на сильный звон в ушах;
  • шаркающая походка;
  • у младенцев врожденная глухота проявляется молчанием и необщительностью - ребенок не гулит, не пытается произносить звуки, подражая взрослым;
  • малыш, которому исполнилось 3 месяца, не поворачивает голову на источник звука.

Диагностика

Применяют комплексное обследование органов слуха для того, чтобы получить всестороннюю картину их состояния и выяснить, каковы причины отклонений. Оно включает в себя:

  1. Определение степени восприятия шепотной и разговорной речи - метод, который дает возможность предварительного распознавания частичной или полной глухоты.
  2. Аудиометрия – это измерение остроты слуха при воздействии на ухо звуковых волн различной частоты.
  3. Т импанометрия - позволяет исследовать функции среднего уха.
  4. Камертональный тест - исследование, при котором при помощи нескольких камертонов исследуют работу слухового анализатора, что дает возможность диагностировать вид нарушений в его работе.
  5. Импедансометрия - применяется для определения проходимости слуховой трубы.
  6. Отоскопия - при помощи специальных инструментов позволяет произвести осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки.
  7. МРТ - применяется для выявления возможных патологий головного мозга и структур внутреннего уха.

Лечение

Серная пробка

Тактику терапии врач определяет, опираясь на результаты проведенной диагностики. Лечение направлено на решение следующих задач:

  • устранение причин болезни;
  • восстановление поврежденных структур наружного и внутреннего уха;
  • улучшение кровообращения в этих структурах;
  • дезинтоксикация организма.

Если процесс потери слуха необратим, то основной метод реабилитации – слухопротезирование.

Слухопротезирование

Основные методы лечения тугоухости и глухоты таковы:

  1. Медикаментозные средства (лечение воспалительных заболеваний ЛОР-органов, дезинтоксикация, улучшение кровообращения).
  2. Физиотерапия (улучшение кровообращения, снятие воспаления).
  3. Оперативное лечение (помогает восстановить поврежденные структуры слухового анализатора, осуществить слухопротезирование).
  4. Слуховые упражнения (обучение чтению по губам) - незаменимый метод реабилитации при врожденной тугоухости.

Для лечения кондуктивной тугоухости чаще всего приходится применять оперативные пути, чтобы исправить нарушение целостности структур наружного и среднего уха. Используют следующие виды операций: протезирование слуховых косточек, тимпанопластику (санирование полости среднего уха), мирингопластику (восстановление барабанной перепонки).

Лечение нейросенсорной тугоухости - более сложный процесс. На начальных стадиях применяют в комплексе лекарственную терапию и физиолечение. В тяжелых случаях (если болезнь запущена, и гибель волосковых клеток представляет собой необратимый процесс) прибегают к слухопротезированию.

Самое эффективное средство борьбы с распространением тугоухости – принятие профилактических мер. Это дает возможность предотвратить около половины всех случаев снижения слуха. Важно регулярно обследовать людей из группы риска - работников химических и производственных цехов, беременных женщин, детей. При своевременном обнаружении симптомов болезни вероятность полного излечения велика.

Такая проблема, как нарушение слуха может коснуться каждого. Это актуально как для взрослых, так и для детей. Для устранения нарушений важно своевременно выявить симптомы отклонений от нормы и предпринять соответствующие меры по их устранению. Необходимо правильно определить причину явления, ведь именно на неё будут направлены основные усилия в лечении. Обо всем этом следует поговорить подробнее.

Симптомы отклонений от нормы

Выявить нарушение слуха на ранних стадиях удается не всегда. Причиной тому является малозаметность протекающих в организме изменений. В основном проблемы выявляются уже тогда, когда человек испытывает трудности в общении. В этом случае нарушения слуха проявляются неспособностью воспринимать речь собеседника с первого раза, из-за чего приходится переспрашивать и просить говорить людей громче.

Обратите внимание на каком уровне громкости вы смотрите телевизор. Если постепенно цифра становится выше, стоит забеспокоиться о здоровье органов слуха.

Заподозрить нарушение слуха можно и в том случае, если вы стали часто болеть отитами и прочими подобными заболеваниями. Частые воспалительные процессы приводят к разрушению элементов сенсорной системы. То же самое касается разного рода травм, причем не только ушей, но и головы.

Отсутствие реакции на звуки определенной частоты также свидетельствует о наличии сбоя. Для маленьких детей это считается нормой ввиду особенностей развития их организма. Для взрослых людей – это признак патологии. Чтобы осознать источник проблемы стоит рассмотреть классификацию слуховых нарушений и их причины.

Причины ухудшения слуха и классификация нарушений

Проблемы со слухом могут существенно отличаться по своей природе происхождения и интенсивности проявления. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к такому понятию, как классификация нарушений слуха.

В первую очередь, различают приобретенное и врожденное нарушение слуха. Врожденные связаны с нарушениями развития сенсорной системы как минимум в одном из трех анализаторов. Сюда относят патологии наружного, среднего и внутреннего уха, нервных окончаний и головного мозга. Они возникают еще в период формирования плода или у детей, родившихся раньше срока, с родовыми травмами и т. д. Спровоцировать врожденные нарушения могут нездоровый образ жизни матери, хронические заболевания, инфекции и генетическая составляющая. Приобретенные нарушения слуха проявляются после перенесения травмы, тяжелого заболевания или с износом органов с возрастом.

Также в зависимости от причины, нарушения слуха делят на следующие виды:

  • Кондуктивные. Поражают наружное и среднее ухо, выражаются в виде повреждений органов механическим путем, вследствие воспаления или закупорки слухового канала.
  • Центральные. Влияют на восприятие информационного потока через аудиосистему человека.
  • Сенсоневральные. Преимущественно охватывают внутреннее ухо, так как именно здесь происходит прием и передача звуковых импульсов в головной мозг.
  • Смешанные. Сочетание нарушений слуха, охватывающих более одной системы.

Причины возможного нарушения слуха у взрослых и детей могут быть связаны с такими факторами, как:

  • физические травмы ушей и головы;
  • врожденные патологии;
  • перенесенные болезни и хронические недуги;
  • влияние экологической составляющей;
  • воздействие громких звуков и аномальных частот, вибрации, давления;
  • поражение слуховых и распознавательных центров головного мозга.

Диагностика и определение степени отклонений

Проблемы со слухом могут быть односторонними или двухсторонними. Второй случай является более тяжелым, так как причины их возникновения труднее устранить из-за специфики происхождения. Также у детей и взрослых различают тугоухость и непосредственно глухоту. При тугоухости происходит частичное нарушение слуха, которое выражается в отсутствии восприятия определенных частот и уровней громкости, выражаемых в децибелах.

При тугоухости выделяют 4 степени нарушения слуха с соответствующим повышением частоты слухового порога:

  • 1 степень – от 26 до 40 Дб;
  • 2 степень – до 55 Дб;
  • 3 степень – до 70 Дб;
  • 4 степень – до 90 Дб.

При 4 степени человеку требуется слуховой аппарат для реализации возможности распознавания речи. Дальнейшее ухудшение уровня восприятия квалифицируется, как глухота.

Для выявления нарушений, степени их тяжести и возможных причин используется целый комплекс диагностических мероприятий. Большинство из них в равной мере подходит и для детей, и для взрослых.

Наиболее часто используемые способы диагностики:

  • импедансометрия;
  • камертональные пробы;
  • аудиограмма;
  • стабилография;
  • допплерография;
  • компьютерная томография;
  • общие и системные анализы.

Во время проведения исследований врач оценивает слуховой потенциал человека, проверяет наличие разрывов цепочки передачи сигнала и прочие отклонения. С помощью специальных методик определяется порог чувствительности к звуковым колебаниям. Также важно провести общий анализ крови и удостовериться в нормальном функционировании всех систем организма, которые имеют тесную связь со слуховым аппаратом человека. Сюда входит обследование состояния головного мозга, печени, эндокринной, сердечно-сосудистой и выделительной систем.

Если вовремя обнаружить патологию, шансы предотвратить дальнейшее развитие глухоты возрастают в разы. К тому же при регулярном прохождении обследований удается предотвратить некоторые проблемы.

Методы лечения и коррекции

Если по результатам диагностики было выявлено функциональное нарушение слуха, необходимо немедленно начать лечение, чтобы избежать ухудшения ситуации. В основном применяются противовоспалительные лекарства, в также медикаменты, стимулирующие кровоток. Для устранения повреждений проводят различные виды тимпанопластики. Операция направлена на реконструкцию функциональных частей уха: барабанной перепонки, слуховых косточек и других элементов.

Если возникшие у взрослых и детей нарушения слуха связаны с дефектами сенсоневральной цепочки, избавиться от них будет труднее. Для их лечения необходимо проведение интенсивной медикаментозной стимулирующей терапии.

Чтобы решить проблему такого характера у детей, требуется работа сурдолога, психолога и логопеда. С их помощью ребенок учится адекватно воспринимать свои физиологические особенности, а также проходит курс реабилитации и развития артикуляции.

Для улучшения слуха используется методика лечебной физкультуры. Преимущественно упражнения основаны на дыхательной терапии, а также разработке мышц посредством выполнения движений языком, челюстями, щеками и т. д.

Аппаратные методы коррекции слуха способны решить проблему, когда другие способы оказываются малоэффективными или вообще бессильными. Стандартный аппарат представляет собой усиливающее устройство-приемник. В комплект входят микрофон, батарея, усилитель и динамик. Звук усиливается, проходя через устройство, и в этом виде передается в ухо. Современные модели способны распознавать фоновые шумы и отфильтровывать их, что делает качество ведения беседы на улице или в шумном помещении более высоким.

При значительном ухудшении слуха такой метод будет уже малоэффективным, а потому применяется костный слуховой аппарат, который передает вибрационные колебания в улитку. Если простую модель можно установить без хирургического вмешательства, то здесь уже понадобится небольшая операция.

Еще более эффективными считаются слуховые имплантаты. Они устанавливаются оперативным путем в полость среднего уха. Устройство соединяется со слуховыми косточками, за счет чего становится возможной передача костной вибрации.

Для решения проблемы атрофии волосковых рецепторов применяются кохлеарные имплантаты. Их вводят подкожно, а проводок с электродами прокладывается во внутреннее ухо. За счет этого удается восстановить цепочку звукопередачи на нейросенсорном уровне, так как принятые и обработанные сигналы посылаются в мозг через слуховой нерв.

Профилактика

Чтобы предотвратить проблемы со слухом, необходимо с самого раннего возраста контролировать состояние системы и приучать к этому детей. Для профилактики заболеваний, которые могут привести к дисфункции отдельных элементов органа и их разрушению, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Соблюдать правила выполнения гигиенических процедур. Уход за ушами должен быть регулярным, но не чрезмерным.
  • При наличии врожденных отклонений необходимо постоянно наблюдаться у врача и при возможности направить усилия на устранение патологии.
  • Если у вас есть хронические заболевания, в частности, эндокринной, сердечно-сосудистой систем или носоглотки, нужно устранить их последствия и поддерживать организм для предотвращения обострений.
  • Воспалительные заболевания нужно лечить на начальной стадии, так как часто нарушение слуха связано именно с осложнениями отитов.
  • У детей с врожденными патологиями необходимо как можно раньше диагностировать тип нарушений и их причину, а также произвести все необходимые манипуляции. Это увеличит шансы на благоприятный исход.
  • Избегайте травм и их последствий. Особенно это касается черепно-мозговых повреждений.
  • Укрепляйте здоровье, так как ослабленный иммунитет дает толчок для развития отклонений во всех системах организма.

Если соблюдать эти правила, регулярно проходить профилактический осмотр, можно предотвратить развитие тугоухости и остановить её прогрессирование. К сожалению, некоторые случаи не поддаются лечению, но при своевременном обращении за помощью можно хотя бы частично приостановить развитие патологии.

Какие проблемы со слухом могут быть у детей?
Проблемы со слухом в определенные моменты жизни могут быть у 15 % детей. Некоторые дети плохо слышат с рождения, у других такие расстройства возникают позже. Нарушения слуха - очень серьезная проблема, затрудняющая развитие речи, общение, а также обучение в школе. Изменяется и поведение ребенка: он становится раздражительными, плохо понимая, что от него нужно, не может сразу реагировать на
элементарные требования родителей, громко включает телевизор или радио и т. д.
Следует помнить, что маленькие дети, увлеченные игрой, могут не слышать обращения к ним, но это является нормой.
Если ребенок слышит звук речи, но не понимает ее смысла, - это сенсорная глухота.
У младших детей определить нарушение слуха очень сложно.
Новорожденные реагируют на звук беспокойством, вздрагиванием, плачем, иногда тянут ручки к ушам. В 1 месяц ребенок различает знакомый звук: зажмуривает глазки, перестает сосать, иногда даже перестает плакать.
В возрасте 3 месяцев - громко и певуче гулит, слушает собственный голос, улыбается, если слышит голос матери, уверенно поворачивает голову в сторону звука.
В 9 месяцев хорошо различает знакомые звуки, произносит слоги, поворачивает голову в сторону даже очень тихих звуков.
К 18 месяцам (1,5 года) ребенок должен говорить несколько четких слов («мама», «папа», «баба», «да», «нет»).
Если в процессе развития ребенка нарушается указанная схема, необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу,
В 2,5 года ребенок должен говорить короткие двусловные предложения: «Мама, дай!», «Хочу ам!» и т.
д., к 3 годам - разговаривать короткими фразами.
Если ребенок плохо говорит или не говорит вообще, необходимо полное обследование у отоларинголога, логопеда, невропатолога.
Причины глухоты:
воспаление среднего уха;
серная пробка в ухе;
инородное тело в ухе;
поражение слухового нерва;
осложнения после приема лекарств.

Воспаление среднего уха (средний отит) - наиболее частая причина нарушения слуха у детей до 12 лет. Это заболевание встречается у каждого пятого ребенка. Даже если нарушения слуха незначительные, они могут влиять на поведение и обучение ребенка. При среднем отите полость уха заполнена клейковатой жидкостью, которая значительно ослабляет силу звука, проводимого к внутреннему уху с барабанной перепонки. Боль бывает не всегда. Иногда старшие дети могут отмечать треск или звон в ухе.
Серозное воспаление среднего уха развивается в тех случаях, когда евстахиева труба (сообщение между ухом и носом) заблокирована вследствие отека при инфекции или аллергии и давление в среднем ухе может сравняться с атмосферным.
По мере рассасывания воздуха в полости среднего уха давление снижается, барабанная перепонка втягивается внутрь, напрягается. Это бывает при частых инфекциях в ухе, горле, увеличении аденоидов, аллергии, при курении в помещении, где находится ребенок, расщелине твердого нёба, болезни Дауна, аутизме и других поражениях нервной системы. Особенно часто заболевание среднего уха бывает у недоношенных детей.
Воспаление среднего уха необходимо лечить у отоларинголога.

Серные пробки. У некоторых детей в слуховых проходах образуется много серы. Иногда скопление ее блокирует слуховой проход и дети хуже слышат на одно ухо.
В таких случаях необходимо обратиться к отоларингологу. Врач назначает капли, чтобьд размягчить серную пробку, а через некоторое время вымывает ее специальным шприцем. Родителям нельзя делать это самим, так как легко ранить (перфорировать) барабанную перепонку, что приведет к необратимым нарушениям слуха.

Инородное тело попадает в ухо ребенка чаще всего во время игры.
Маленькие дети могут засунуть в ухо бусинки, орехи, конфеты, булавки и другие мелкие предметы. Ребенок начинает плохо слышать на одно ухо. Иногда в ухо могут попадать мелкие насекомые.
Как и в предыдущем случае, лечение проводит только врач.

Поражение слуховых нервов может привести к полной или частичной глухоте. Нередко оно бывает врожденным. Критический срок развития слуха - 6 недель после родов. В 1/3 случаев нарушения слуха бывают в результате поражения мозга.
У 30 % детей с нарушением слуха матери во время беременности перенесли краснуху в первые 3 месяца беременности.
Менингит или тяжелая желтуха новорожденного могут осложниться глухотой. У
старших детей причиной глухоты могут быть травмы головы.
Если ребенок чрезмерно возбудим, может создаться впечатление, что у него нарушения слуха. Поэтому его всегда надо обследовать у отоларинголога.
Если нарушения вызваны поражением слухового нерва, возможно улучшение слуха при использовании слуховых аппаратов.
Подбор слуховых аппаратов и адаптация к ним проводится в специализированных сурдологических клиниках (центры патологии голоса, речи и слуха). В некоторых случаях проводятся сложные пластические операции на ухе.
Дети с нарушением слуха должны учиться в специализированных учебных заведениях. Существуют специализированные детские сады, школы и даже училища, где дети с нарушениями слуха готовятся к школе, учатся и могут приобрести многие специальности после школы с учетом своих возможностей.

Осложнения после приема лекарств в виде нарушения слуха могут возникать при длительном применении антибиотиков: стрептомицина, гентамицина, а также цитостатиков (винкристина при лечении лейкемии), хлорохина при лечении малярии и других лекарственных средств. Поэтому по возможности следует избегать лекарств, которые могут дать осложнение в виде нарушения слуха. Если заменить их нельзя, следует тщательно соблюдать дозы и длительность применения.
Около 15 % детей переносят нарушения слуха в результате инфицирования среднего уха. Старшие дети с нарушением поведения и успеваемости в школе должны быть обследованы на предмет нарушения слуха. Детей с задержкой или нарушением речевого развития также нужно обследовать у отоларинголога и сурдолога для исключения нарушения слуха.