Основные показатели здоровья…. "общественное здоровье основные понятия, факторы риска, показатели оценки"

Центральными понятиями валеологии и медицины являются «здоровье» (от лат. valetudo , sanitas ) и «болезнь» (от лат. morbus , греч. pathos ), взаимодействие между которыми может быть обозначено как «единство и борьба противоположностей». Это чрезвычайно сложные, разноуровневые и многоаспектные понятия. Именно с этим обстоятельством, по-видимому, связано отсутствие до настоящего времени вполне удовлетворяющих нас совершенных определений этих терминов. Более того, можно даже прийти к внешне противоположным трактовкам, если рассматривать их на разном уровне. В частности, с точки зрения философов, «болезнь» на уровне индивидуума может быть определена как нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, на более высоком, популяционном уровне можно говорить, что «болезнь» - это адаптация, приспособление к новым условиям окружающей среды.

Существует множество определений понятия «здоровье», и каждый специалист трактует его со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки. Так, гигиенисты считают, что здоровье - это оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой; физиологи полагают, что здоровье - это способность поддерживать гомеостаз, т.е. относительное постоянство внутренней среды организма; философы и социологи дают такое определение: здоровье - это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции; или здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. И каждое из определений является правомерным, так как при нарушении здоровья имеет место и то, и другое, и третье. Здоровье - это и медицинская, и социальная категория одновременно, оно является также категорией психологической, философской, экономической и др.

Общепринятое определение здоровья приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». К сожалению, данная трактовка не направлена на количественную оценку здоровья, она противоречит наблюдающейся в настоящее время тенденции изменения здоровья населения, будучи рассчитанной на идеальный вариант здоровья, и, наконец, рассматривает здоровье лишь в статике, хотя это и динамический процесс формирования растущего организма и личности, изменяющейся в течение всей последующей жизни. Однако именно этому определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Становится понятным, что собственно «здоровье» может иметь различные аспекты, или составляющие.

Физическое здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического развития (и гармоничность его), физической подготовленности и функционального состояния организма.

Согласно определению ВОЗ психическое (душевное, ментальное) здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критериями психического здоровья по определению ВОЗ являются:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживании в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Также принято выделять духовное, нравственное и социальное здоровье.

Духовное здоровье - это система мышления человека, его ценности, убеждения и отношение к окружающему миру.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни реоснка, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих здоровому образу жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», - констатируется в докладе.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты :

  • во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
  • во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с ними - в другой. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В большинстве случаев нервно-психические нарушения не возникают внезапно, а имеют длительную историю своего развития, проявляясь определенными проблемами возрастного психического развития и шире - проблемами формирования личности. Вовремя распознать эти проблемы - значит предупредить не только развитие нервности, но и проявления нежелательных отклонении в поведении и развитии.

Необходимо отметить, что понятия нормы и здоровья не совпадают вследствие того, что повреждение, возникшее на низших уровнях интеграции организма, может компенсироваться регуляторными механизмами более высоких уровней, что обеспечивает здоровье на уровне целостного организма.

Различают следующие уровни интеграции, или структурной организации.

  • 1. Наиболее простой микросистемой, объединяющей молекулярный, субклеточный и клеточный уровни, является тканевый функциональный элемент.
  • 2. Орган как единое целое является действующим комплексом простых функциональных элементов.
  • 3. Далее следуют специфические анатомо-физиологические системы (органы и транспортно-коммуникационные пути между ними).
  • 4. Обобщенные функциональные системы - объединение специфических анатомо-физиологических систем, направленное на выполнение какой-либо функции, достижение полезного результата (теория функциональных систем физиолога II. К. Анохина).
  • 5. Целостный организм объединяет все предыдущие уровни; именно с этим, наиболее высоким, уровнем интеграции связаны состояния здоровья или болезни у человека, являющиеся результатом взаимодействия внешних факторов (экологических, социальных и др.) и внутренних (состояние различных уровней интеграции).

Понятие «болезнь» не менее сложное, чем понятие «здоровье». Анализ литературы, в частности Большой медицинской энциклопедии, показывает, что попытки дать определение этой сложной категории до сих пор также оказываются неудачными. Приведенные формулировки либо слишком громоздки, тогда перестают быть определением, либо очень кратки, при этом односторонность, привносимая специалистом, неизбежна.

Термин «болезнь» используется в нескольких значениях:

  • в узком смысле для обозначения заболевания отдельного человека (совпадает с термином «заболевание»);
  • для обозначения понятия «болезнь» как нозологической формы;
  • в более широком смысле для обозначения обобщающего понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

В основу определений этого понятия исследователями берутся различные критерии. Так, в определении Р. Декарта (в последующем цитируемом К. Марксом): «Болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь» - подчеркивается факт нарушения жизнедеятельности. Некоторые авторы используют еще более узкий критерий - нарушение трудоспособности или самочувствия, что не всегда имеет место при заболевании; другие - выделяют нарушение гомеостаза, нарушение структуры и функции на уровне целостного организма или нарушение равновесия организма с окружающей средой. В частности, С. П. Боткин считал: «Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспосабливающейся способностью организма, представляется нам в форме болезни».

Приведем одно из самых распространенных в литературе определений понятия «болезнь»: это состояние и процесс взаимодействия структурно-функциональных нарушений и защитноприспособительных реакций целостного организма, которые возникают под влиянием внешних и (или) внутренних причин, и, как правило, приводят к нарушению жизнедеятельности. При этом травма (повреждение) - это частный случай болезни, возникающей под влиянием внешних факторов.

В настоящем определении отмечается, что каждая болезнь является страданием целостного организма, так как на нее реагирует весь организм, хотя иногда создается впечатление, что преобладают местные изменения (травма, фурункул).

Здоровье и болезнь как состояние организма качественно различны, но при этом находятся в диалектическом единстве. Четкой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает.

Существуют так называемые пограничные или переходные состояния от здоровья к болезни, изучение которых является очень важной, но малоисследованной областью. Иначе эти состояния называются препатологическими, донозологическими, или преморбидными, т.е. предболезненными.

«Предболезнь начинается нарушением оптимального взаимодействия организма с внешней средой. Появляются отклонения в некоторых показателях (нарушается гомеостаз), хотя на уровне целостного организма сохраняется здоровье благодаря компенсаторным механизмам. Переход от здоровья к болезни характеризуется рядом особенностей, общих и специфических, характерных для каждого больного и заболевания. Начало заболевания связано с недостаточностью механизмов надежности, удерживающих состояние здоровья, в связи с чем включаются новые механизмы жизнедеятельности, характеризующие уже патологию» (А. М. Чернух, 1981). Имеются значительные трудности как в изучении препатологических состояний в эксперименте на животных, так и в распознавании их у человека - при этом важная роль принадлежит разработке новых информативных методов оценки функционального состояния организма. Сейчас уже создан ряд комплексных методик для диагностики состояний предболезни в условиях перетренировки у спортсменов, в условиях трудовой деятельности, наблюдения за состоянием здоровья космонавтов по степени напряженности регуляции сердечного ритма (методика вариационной пульсометрии Р. М. Баевского) и др.

По мнению И. И. Брехмана, большинство людей находится именно в этом, третьем, промежуточном между здоровьем и болезнью, состоянии.

Все три понятия (здоровье, болезнь и предболезнь) могут быть объединены термином «состояние здоровья», включающим элементы каждого из них.

Общая характеристика показателей состояния здоровья

На состояние здоровья населения влияют следующие условия и факторы: биопсихические факторы, условия труда и отдыха, бытовые условия, экологическая ситуация и природные условия в месте проживания, система здравоохранения, социально-экономические и политические условия (рис. 11.1).

Рис. 11.1.

Критерии состояния здоровья - эго такие показатели, по которым мы можем оценивать его. Различают следующие критериальные показатели: а) состояния здоровья населения, или общественного здоровья (демографические и медико-статистические);

б) показатели состояния здоровья индивидуума (медико-гигиенические).

Общественное здоровье как характеристика членов общества в целом не является только медицинским понятием, оно представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики; оно нуждается в измерении, точной количественной оценке.

О здоровье общества мы можем судить но таким демографическим показателям, как коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни, а также медико-статистическим показателям: заболеваемости - общей, инфекционной (эпидемической), неэпидемической, с временной утратой трудоспособности и некоторым другим, которые изучаются наукой, называемой социальная гигиена. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества долго живут и редко болеют, можно говорить, что общество относительно здорово.

Основные демографические показатели исчисляются обычно на 1000 человек населения.

Коэффициент, или годовой показатель, рождаемости определяется числом родившихся живыми за год, отнесенным к среднегодовой численности населения на конкретной территории, и умноженным на 1000.

Среднегодовая численность населения - это численность населения на 1 января данного года плюс численность населения на 1 января следующего года, деленное на два. Чаще всего и наиболее просто средняя численность населения определяется как полусумма численности населения на начато и конец года.

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент, или годовой показатель, смертности, однако в числителе указывается число умерших за год.

Коэффициент, или показатель, естественного прироста населения определяется как разность коэффициентов рождаемости и смертности или в абсолютных числах - как отношение разности абсолютных чисел родившихся и умерших к среднегодовой численности населения.

Аналитическую оценку показателя естественного прироста населения нельзя производить без учета показателей рождаемости и смертности, из которых он был получен, так как одинаковый прирост может наблюдаться и при высоких, и при низких показателях рождаемости и смертности. С этой целью можно использовать табл. 11.1.

Таблица 11.1

Ориентировочные показатели естественного движения

населения

Высокий естественный прирост может оцениваться как благоприятное явление только при низкой смертности. Низкий прирост при высокой смертности является неблагоприятным показателем. Низкий прирост при низкой смертности свидетельствует о низкой рождаемости, и его также нельзя рассматривать как положительное явление.

Отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о неблагополучии в демографических процессах, что наблюдается в последнее время в нашей стране.

Большое значение при анализе демографических процессов имеет дифференцированное изучение естественного движения населения по отдельным его группам, т.е. наряду с общими вычисляются частные коэффициенты, среди которых наибольшее значение имеют повозрастные, учитывающие существенное влияние возраста на показатели рождаемости и смертности.

Так, наиболее высокая смертность наблюдается на первом году жизни, особенно в период новорожденное™ (первые четыре недели) и соответственно рассчитываются частные показатели младенческой и неонатальной смертности. Коэффициент рождаемости обусловлен наличием среди населения большего или меньшего числа женщин репродуктивного (детородного) возраста (15-49 лет), поэтому вычисляется специальный коэффициент рождаемости - коэффициент плодовитости (общий и по отдельным возрастным группам женщин) и т.д.

Средняя продолжительность жизни - это комплексный показатель состояния здоровья, который является величиной, аккумулирующей повозрастные показатели смертности, вследствие чего это более надежный показатель общественного здоровья, чем показатели общей смертности.

В настоящее время в России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59 лет, у женщин - 74 года.

Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

Известный специалист по гигиене детей и подростков профессор С. М. Тромбах (1981) предложил следующие медико-гигиенические критерии здоровья индивидуума:

Индивидуальная комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и подростка завершается определением так называемых групп здоровья, которые также можно использовать и для молодежи.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья, выделяются и факторы риска развития заболеваний и потери здоровья. Причем наиболее значимым фактором риска является образ жизни индивида (употребление психоактивных веществ, несбалансированное питание, вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, одиночество и социальная изоляция, низкий культурный уровень); следующим по значимости риском является наследственный фактор (предрасположенность к определенным наследственным заболеваниям). Экологическое состояние среды обитания занимает третье по значимости место в группе рисков, а четвертое место занимает структура здравоохранения (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Факторы риска заболеваний и потери здоровья

  • 1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  • 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям.
  • 3. Больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
  • 4. Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
  • 5. Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не в состоянии посещать детские образовательные учреждения общего профиля.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прежние болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность обострения, стадия выздоровления, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Здоровье населения - важная составляющая, как для каждого государства, так и планеты в целом. Современная система здравоохранения способна поддержать человека и вывести из состояния болезни даже при сложных заболеваниях. Однако здоровье населения зависит не только от экономических, социальных и медицинских показателей, уровня развития медицинского обслуживания в стране и регионе. Важный вклад в здоровье нации делает каждый человек понимающим ответственность и создающим условия для развития, формирования и поддержания здорового образа жизни.

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

под ред. з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург


УДК 312.6001.8

Анализ заболеваемости населения : учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. – 47 с.

Авторский коллектив: В.С. Лучкевич, П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Н.И. Пустотин, В.П. Панов, И.Л. Самодова, А.Ю. Ломтев, Э.В. Миронченко, Е.А. Абумуслимова, Г.Н. Мариничева, Т.В. Самсонова, А.Ш. Каличава.

Рецензент: зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

Учебно-методическое пособие посвящено методическим аспектам изучения, расчета и анализа показателей различных видов заболеваемости, необходимых для комплексной оценки здоровья отдельных групп и контингентов населения административной территории, для определения эффективности лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Учебно-методическое пособие содержит основы заболеваемости населения как важнейшего показателя общественного здоровья, критерия оценки качества и эффективности оздоровительной работы, объективного и чувствительного индикатора медико-социального благополучия. В учебно-методическом пособии отражены причины и факторы риска заболеваемости, определены последствия влияния болезни на состояние здоровья.



Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ


ТЕМА : Анализ заболеваемости населения.

КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ – обучающиеся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ – 4 часа (в академических часах)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучитьосновы медико-социального и клинико-статистического анализа заболеваемости различных групп населения и научиться использовать данные о состоянии здоровья для оценки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий, а также для обоснования организационных форм профилактических мероприятий.

В результате изучения темы студент должен знать:

1. Понятие здоровья населения. Критерии здоровья. Комплексную оценку здоровья населения.

2. Определение понятия заболеваемости, болезненности, патологической пораженности.

3. Виды заболеваемости. Методы и источники изучения заболеваемости.

4. Заболеваемость по данным обращаемости.

5. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

6. Заболеваемость, изучаемую на основе данных регистрации причин смерти.

7. Состояние, тенденции и прогноз изменения показателей здоровья различных групп населения с учетом влияния социально-экономических условий.

8. Заболеваемость по данным изучения причин инвалидности.

9. Основные понятия Международной статистической классификации болезней (МКБ).

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Уметь правильно регистрировать отдельные виды заболеваемости с определением единиц наблюдения для каждого вида заболеваемости.

2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов), оценивать уровень и структуру зарегистрированной заболеваемости.

3. Уметь оценивать заболеваемость по данным госпитализации стационарных больных.

4. Уметь анализировать данные о впервые выявленной патологии и накопленных хронических форм заболеваний по результатам комплексных медицинских осмотров.

5. Уметь рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (структуры, уровня, динамики), с построением графических изображений, выявлением взаимосвязей заболеваемости и факторов риска.


ЗДОРОВЬЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В соответствии с Федеральным законом от 21. 11. 2011 г. N 323-ФЗ) Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1. Здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье.

2. Здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье.

3. Здоровье населения административных территорий – региональное здоровье.

4. Здоровье популяции – общественное здоровье.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных женщин квалифицированными специалистами.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Исходя из материалов ВОЗ, Минздрав РФ предлагает следующие определения здоровья.

Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Более полным является определение общественного здоровья, разработанное на семинаре заведующих кафедрами организационного профиля:

Общественное здоровье – это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Здоровье – это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, планирования семьи, медико-социальной и т.д.).

Критерии здоровья.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

1. Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность предстоящей жизни.

2. Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная, по данным медицинских осмотров).

3. Первичная инвалидность.

4. Показатели физического развития.

5. Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике.

Комплексная оценка здоровья населения.

При комплексной оценке состояния здоровья взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом.

Первая группа – здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности).

Вторая группа – практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний).

Третья группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в год).

Четвертая группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние).

Пятая группа – больные с частыми обострениями длительно текущих заболеваний.

Однако, разделение, как взрослых, так и детей на группы здоровья довольно условно.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Все учащиеся для занятий распределяются по медицинским группам: основную, подготовительную и специальную.

Комплектование происходит по следующим критериям:

  1. Состояние здоровья.
  2. Уровень .
  3. Уровень двигательной подготовленности.

Состояние здоровья определяет врач. При оценке состояния учитывают всю совокупность морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющим или препятствующим выполнению тех или иных физических упражнений.

К основной медицинской группе относятся учащиеся, не имеющие отклонения в состоянии здоровья, с хорошим уровнем физического развития и двигательной подготовленности (не ниже среднего).

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или не имеют их, но с недостаточным уровнем физического развития и двигательной подготовленности (ниже среднего).

К специальной медицинской группе относят учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и, как результат, низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности.

С точки зрения социальной медицины , выделяют 3 уровня оценки :

  • здоровье отдельного человека (индивидуума);
  • здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);
  • здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.
I. Медико-демографические показатели.
А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.
Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Валеологи в исследованиях разделяют физическую, психическую и социальную удовлетворенность при оценке качества здоровья (Л.Г. Татарникова, 1995; Н.К. Смирнов, 1994).

Исследования в области акмепсихологии и акмепсихотерапии показывают, что нереализованность человека в различных сферах деятельности вызывает психосоматические заболевания. Авторы утверждают, что самореализация личности необходима для здоровья человека.

При оценке физического состояния основными его компонентами выступают объективные и субъективные оценки. В большинстве случаев при оценке качества здоровья, а также определении его уровня авторы подразумевают физическое состояние человека. Так, ряд авторов для количественной оценки физического состояния используют адаптационно-приспособительную деятельность, устанавливая донозологический (доболезненный) диагноз в четырех вариантах:
1) физиологическое,
2) состояние напряжения,
3) адаптация,
4) паталогическое (Р.М. Баевский, 1979; В.П. Казначеев, 1980).

Наиболее интересна энергетическая концепция профилактики хронических неинфекционных заболеваний (группа ученых под руководством Л.Г. Апанасенко, 1988). В основе этой концепции лежит биологическая закономерность существования некоего энергопотенциала биосистемы, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности (Л.Г. Апанасенко, 1994) или производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Систематизация данных, характеризующих психическое состояние, позволила выделить следующие компоненты:

  • самочувствие,
  • настроение,
  • тревожность,
  • удовлетворенность,
  • эмоциональную устойчивость (В.Л. Марищук,1990; и др.).

К компонентам социального состояния человека можно отнести готовность к изменению образа жизни и поведения, если это грозит здоровью, наличие сознания и воли, уважение к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Данный перечень может быть продолжен, но точки отсчета формирования этих установок у каждого человека разные и зависят от многих факторов.

Наиболее важным фактором формирования социального состояния является самопознание и самоанализ личностью себя и своей деятельности (Л.Г. Татарникова,1995).

Наиболее полно, на наш взгляд, социальное состояние исследовано в работах А.А. Реана (1995), где оно рассматривается через призму социальной зрелости. Определяется социальное состояние по трем компонентам:
1- ответственность,
2 - терпимость,
3 - способность к саморазвитию.

Список использованной литературы:

  1. Городничева Н.Я., Семёнова Г.И. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием школьников. - Тобольск: Издательство ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. - 39 с.
  2. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
  3. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 250 с.

Нормальная жизнедеятельность человека напрямую зависит от его состояния здоровья. Ведь плохое самочувствие отрицательно сказывается и на работе, и на личной жизни, и на качестве отдыха. При этом состояние здоровья определяется самыми разными факторами, среди которых на первом месте находится образ жизни, а за ним уже располагается наследственность и влияние окружающей среды. Однако каким образом можно провести определение состояния здоровья? Критерии для этого какие использовать, самоконтроль состояния здоровья в чем состоит? Попробуем ответить на эти вопросы максимально подробно.

В целом понятие здоровья можно рассматривать в нескольких уровнях. Можно говорить о здоровье общества – в этом случае стоит принимать к вниманию состояние значительного контингента населения, к примеру, города, отдельной страны либо всей планеты. На групповом уровне речь о состоянии здоровья идет в рамках коллектива либо семьи, другими словами людей, которые объединены профессионально либо имеют общие условия проживания. Наконец, существует понятие индивидуального здоровья, в этом случае человека рассматривают как индивида, без относительно окружающих. Стоит учесть, что все эти уровни тесно связаны друг с другом.

Многие люди достаточно сильно преувеличивают влияние на свое здоровье экологии, а также медицины. Так человеку в быту свойственно возлагать ответственность за себя либо близких на докторов, совершенно недооценивая наличие у себя вредных привычек и в целом ведения неправильного образа жизни. Также существует определенный психологический фактор, который позволяет людям спихнуть состояние своего здоровья на проблемы в окружающей среде. Однако нужно принимать к сведению, что лишь человек несет ответственность за свое здоровье.

Критерии состояния здоровья

Согласно утверждениям Всемирной Организации Здравоохранения, говорить о здоровье нужно не как об отсутствии болезней, а как о сочетании полного благополучия в физическом, духовном и социальном плане. Таким образом, можно выделить несколько основных критериев такого состояния.

1. Все основные функции тела на самых разных уровнях организации (целый организм, органы, ткани, клетки) выполняются на уровне динамического равновесия, не выходя за пределы статистических норм, фиксируемых при выполнении соответствующих медицинских исследований.

2. Полностью поддерживается динамическое развитие человеческого тела и всех его функций с учетом конкретных условий внешней среды.

3. Человек является совершенно адаптированным социально, может выполнять свои социальные функции и развиваться.

4. Организм индивида способен адекватно приспосабливаться к постоянным изменениям условий внешней среды, может нормально поддерживать гомеостаз и дает возможность выполнять разностороннюю деятельность.

5. У человека нет признаков недугов либо болезненных состояний.

6. Наблюдается полное физическое, а также психологическое благополучие индивида.

Самоконтроль состояния здоровья

В целом самоконтроль представляет собой систематическое наблюдение личности за состоянием своего здоровья, а также за переносимостью различных нагрузок, в том числе и физических.

Попробуем разобраться, на какие именно критерии следует обращать свое внимание при попытке анализировать и контролировать состояние здоровья своими силами.

Итак, стоит фиксировать массу своего тела и сравнивать ее с нормальными средними показателями, к примеру, по принципу ИМТ. Также необходимо оценивать наличие-отсутствие разного рода болезненных ощущений, и анализировать уровень потоотделения – не превышает ли он норму. Доктора также говорят о важности оценки наличия нарушений в режиме труда и отдыха, а также анализ качества ночного отдыха (продолжительность, качество, нарушения).

Оценка физического здоровья также предполагает фиксацию настроения, ведь постоянно депрессивное состояние отрицательно сказывается на деятельности и может являться симптомами разных патологических состояний. Важную роль играет и аппетит, так как он может быть отличным, удовлетворительным, чрезмерным либо полностью отсутствовать. На любые систематические колебания стоит обращать пристальное внимание.

Для оценки общего здоровья также следует понять, насколько присутствует у человека желание выполнять какую-либо деятельность – работать, активно отдыхать, заниматься спортом и пр.

Крайне важную роль в самоконтроле над состоянием здоровья играет сознательность индивида и систематическое прохождение ним медосмотров для более тщательного определения нормальной деятельности органов и систем.

Оценка здоровья детей и подростков

Такая оценка проводится докторами в раннем детском возрасте и в дошкольном периоде, и может изменяться со временем в зависимости от соответствующих изменений в состоянии здоровья малыша. В целом все группы здоровья у детей делятся на четыре с несколькими подпунктами. Подобная классификация необходима для осуществления контроля над динамикой изменений в состоянии малыша, а также для определения уровня физических нагрузок разрешенных конкретному ребенку.

Итак, мы можем сделать вывод, что понятие «состояние здоровья» является довольно широким, и включает в себя не только нормальную деятельность всех органов и систем. При этом самоконтроль играет крайне важную роль в поддержании здоровья на должном уровне и своевременной диагностике разных болезней.

Состояние здоровья

"...17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Состояние здоровья" в других словарях:

    состояние здоровья - здоровье, самочувствие, здравие Словарь русских синонимов. состояние здоровья сущ., кол во синонимов: 3 здоровье (10) … Словарь синонимов

    Состояние здоровья населения - I Состояние здоровья населения комплексная социально гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения. Проводится изучение С. з. н. как всей страны, области, края, района, города, так и его отдельных групп (половых, возрастных,… … Медицинская энциклопедия

    состояние здоровья населения - (син. санитарное состояние населения) комплексная социально гигиеническая характеристика здоровья населения, содержащая или обобщающая ряд демографических показателей, уровень заболеваемости и физического развития населения … Большой медицинский словарь

    I группа практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении, с которыми проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О… … Официальная терминология

    II группа граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий, осуществляемых в учреждениях здравоохранения по месту жительства; … Официальная терминология

    III группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения… … Официальная терминология

    IV группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях заболевания, выявленного во время диспансеризации;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О проведении в 2008 2009 годах… … Официальная терминология

    V группа граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N … Официальная терминология

    улучшивший состояние здоровья - прил., кол во синонимов: 2 оздоровивший (12) сделавший более здоровым (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    состояние - СОСТОЯНИЕ1, я, ср Внутреннее самочувствие, расположение духа, настроение, чувство, испытываемое кем л. Я уехал домой в каком то непонятном состоянии. Я испытывал смешанное чувство беспокойства и азарта (Довл.). СОСТОЯНИЕ2, я, ср То же, что… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Демографические факторы здоровья , М. С. Бедный. В монографии с позиций системного анализа рассматриваются такие проблемы, как продолжительность жизни, состояние здоровья супружеских пар. Показана зависимость числа детей в семье от… Купить за 280 руб
  • Язык - зеркало здоровья. Диагностика по языку , Дао Хаолян. Китайской медицине давно известны приемы диагностики различных заболеваний по внешнему виду языка. Ведь язык - зеркало здоровья. С помощью осмотра языка можно: понять и оценить состояние…